Зрителям Контакты

77-й ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

03.06.2013 г.

Дата 1 июня 1936 года является датой официального создания профессионального ансамбля «Кантеле». Сегодня, спустя 77 лет, в предназначении коллектива никто не сомневается – его миссия заключается в формировании и продвижении национального искусства Республики Карелия. В этот солнечный день у памятной доски основателю ансамбля Виктору Гудкову собрались артисты и руководители современного «Кантеле», старшее, среднее и младшее поколение, чтобы еще раз вспомнить историю создания ансамбля, имена тех, кто стоял у истоков. В честь знаменательного события мы публикуем две главы из книги музыковеда Ирины Семаковой «Живое кантеле. Страницы жизни и творчества В.П. Гудкова (1899-1942)». Эта книга была создана по инициативе Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» в 2012 году. 

РАДИОФЕСТИВАЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «КАНТЕЛЕ»
Край лесов и озер, край суровой зимы,
Край короткого, светлого лета,
Где шумят водопады, где сосны прямы –
Слушай песню любви и привета.
Виктор Гудков
К 1936 г. у Виктора Пантелеймоновича Гудкова сложились хорошие рабочие и творческие взаимоотношения с работниками Карельского радиокомитета. Особенно сдружился дирижер и основатель кантеле-оркестров с Сергеем Николаевичем Озеровым, который работал в Радиокомитете, руководил самодеятельным хором, затем трудился в Доме народного творчества, а в 1936-1937 гг. 9 месяцев был художественным руководителем Национального ансамбля «Кантеле». После непродолжительного срока работы во Дворце пионеров и школьников в 1940 г. С.Н.Озеров вернулся на работу в ансамбль «Кантеле».
Сразу после выступления в концерте, посвященном 18-ой годовщине образования Красной Армии нового для Карелии кантеле-оркестра, красноармейцев 1-ой стрелковой бригады, Виктор Пантелеймонович Гудков через С.Н.Озерова получил приглашение на участие коллектива в конкурсе лучших творческих сил Советского Союза – в Первом Всесоюзном радиофестивале. Конкурс должен был состояться в прямом эфире в третьей декаде марта 1936 г. Предполагалась трансляцией этого выступления на радио Коминтерна. 
По каким-то причинам В.П.Гудкову не удалось организовать выступление на радио красноармейского оркестра, и он решил выставить коллектив из старых, испытанных в концертах, в т.ч. на радио, воспитанников. Из «новичков» была приглашена в ансамбль музыкально образованная участница красноармейского коллектива Лариса Сергеевна Гаврилова. В течение месяца ансамбль из 6 участников – секстет усиленно готовился к выступлению. Вечером 23 марта 1936 г. перед радиоаудиторией в 6,5 тысячи человек расположились с бьющимися от волнения сердцами Кертту Вильянен (пикколо), Милдред Линдстрем (кантеле-альт), Николай Чернояров (прима), Андрей Артамонов (клавишная цитра), Лариса Сергеевна Гаврилова (прима) и Виктор Пантелеймонович Гудков (бас). Играли музыканты «Карельскую прелюдию» советского композитора и дирижера симфонического оркестра Л.Я.Теплицкого. Три минуты музыки пролетели как одно мгновение и легкое серебряное послезвучие медленно затухало. Виктор Пантелеймонович головой и глазами показал: «Снимаем!», и ансамблисты быстро прикрыли ладонями все еще звучащие струны. Несколько секунд тишины. «Закончили», – сказал звукорежиссер, и все облегченно вздохнули.
Итоги этого выступления стали известны полтора месяца спустя – 5 мая пришло известие, что секстет кантелистов из Карелии завоевал I место в радиофестивале! Виктор Пантелеймонович позже писал: «Выступление маленького любительского ансамбля было настоящим успехом, как, по мнению слушателей радио, так, по мнению прессы. Вскоре по инициативе городского комитета Петрозаводска и регионального комитета Карелии основан при Центральном Доме культуры ансамбль «Кантеле…». Наградой за пропаганду имиджа национальной культуры советской Карелии – «впервые продемонстрировали лирические возможности кантеле перед Всесоюзной аудиторией», напишет позже В.П.Гудков, – была поездка в Москву. Всесоюзное жюри Радиофестиваля пригласило «Кантеле» для участия в вечере национальных самодеятельных коллективов в декабре 1936 г. В новом, уже профессиональном коллективе «Кантеле» было уже 19 человек. В 1939г. число артистов ансамбля составит уже 28 человек, а к началу 1941 г. вместе с учениками штат коллектива будет состоять уже из 65 человек: директора ансамбля (Я.М.Геншафт), художественного руководителя (В.П.Гудков), ансамблистов, танцоров, костюмера, дворника….
Для В.П.Гудкова участие и высокое признание его работы по усовершенствованию карельского традиционного инструмента кантеле, обучению молодых исполнителей было замечательным результатом: «подвели итоги нашей трехлетней работы», – выскажется он.
Не менее важным было выступление теперь уже профессионального коллектива «Кантеле» под управлением дирижера и создателя коллектива Виктора Пантелеймоновича Гудкова в октябре 1937 г. на Втором Всесоюзном Радиофестивале. На этот раз коллектив был профессиональным и вдвое больше коллектива образца марта 1936 г.– 12 человек. Итог выступления – высокое признание музыкальных заслуг коллектива и II место (думаю, что первое место жюри второго Всесоюзного Радиофестиваля не присудило ансамблю «Кантеле» лишь потому, что необходимо было отметить в Радиофестивале и другие творческие коллективы Советского Союза). 
Каждый из профессиональных артистов ансамбля «Кантеле» был документально оформлен на работу в Центральном Доме культуры: П.А.Дворжицкий – с 17 сентября 1935 г., А.Артамонов – неизвестно, Л.А.Каргулев – с 17 мая 1936 г., К.А.Вильянен, М.К.Линдстрем, А.М.Ходакова – с 1 июня 1936 г., Н.В.Чернояров – с 1 июня 1936 г., затем с 23 октября 1938 г., Н.Н.Кондратьева – с 5 июня 1936 г. В разное время зачислены в штат коллектива В.Алимпиев, В.И.Озерова, Н.Мурзина и В.П.Гудков. 
В списке фамилий артистов, составивших ядро коллектива, есть несколько имен, которые нам неизвестны по оркестрам прошлых лет. 
Блестящим «приобретением» В.П.Гудкова была Наталья Николаевна Кондратьева. Вот как она рассказывает свою историю поступления на работу в профессиональный коллектив «Кантеле»: «Однажды в Спасской Губе концерт агитбригады смотрели работники культуры из Петрозаводска. Среди них были: основатель ансамбля «Кантеле» известный этнограф, фольклорист Виктор Пантелеймонович Гудков и дирижер симфонического оркестра Леопольд Яковлевич Теплицкий. После выступления они подошли ко мне и сказали, что концерт им очень понравился, рассказали о создании в Петрозаводске кантеле-оркестра и пригласили меня принять в нем участие.
Гудков спросил, смогу ли я играть на кантеле, я ответила утвердительно, так как до этого четыре года играла в домровом оркестре <...> 5 мая 1936 года я была принята на работу в Дом народного творчества на должность музыканта оркестра...». 
Людвига Андреевича Каргулева В.П.Гудков пригласил из Петрозаводского театрального училища, Василия Алимпиева – из Падан, из Сегозерского карельского хора, Веру Ивановну Озерову и Наталью Мурзину - из Центрального Дома культуры Петрозаводска.

АНСАМБЛЬ «КАНТЕЛЕ» И ЕГО ГАСТРОЛИ
И с великой советской семьею слились,
Чтобы радостно жить и богато.
Виктор Гудков
Официальной датой организации ансамбля «Кантеле» считается день 1 июня 1936 г. Именно в этот день были приняты на работу в Центральный Дом культуры, который затем был преобразован (1 июня 1937 г.) в Карельский Дом народного творчества, Виктор Пантелеймонович Гудков и еще несколько первых кантелистов, которые стали профессиональными музыкантами. С первых шагов профессионального коллектива В.П.Гудков понял, что выступлений только кантеле – оркестра с программами будет недостаточно. Сцена требовала от музыкантов расширение сферы деятельности. 
Наташа Кондратьева, пришедшая из агитбригады Спасской губы, могла и петь, и танцевать. Как легко и задорно она проделывала виртуозные танцевальные шаги-прыжки в старинном девичьем танце с лучинками со своей малой родины – «Risti päre/Ристи пяре». Этот танец дает возможность и современным балетмейстерам создавать новые танцы с длинными лучинками, сложенными крестом. Наташа очень неплохо пела, и в репертуаре коллектива одновременно появились и народные танцы, и песни. 
В гастролях кантелистов принимали участие несколько певцов, работавших с коллективом в разные годы: Наташа Максимова, Кертту Вильянен, Сиркка Рикка, Иван Аппен, Эльза Веса, Иван Ковалтев, Серафима Рыбалко-Хахаева. 
В танцах, которые на первых порах ставила Нина Федоровна Ягор, балетмейстер из Дома пионеров, а затем – из Дворца пионеров и школьников, принимали участие сами исполнители-кантелисты. После Декады искусства Карелии в Ленинграде на работу был приглашен основатель Шелтозерского Вепсского хора Василий Иванович Кононов. Его деятельность как хореографа-постановщика является работой основателя национальной хореографии Карелии. В 1940 г. несколько месяцев в ансамбле работал А.Ширяев, балетмейстер, но сведения о его творческой работе не сохранились. С 1938-1939 гг. в штате ансамбля стала работать постановщица всех финских танцев Хельми Ивановна Мальми. С переходом ансамбля «Кантеле» в штат вновь образованной филармонии (с 15 января 1939 г.), директором которой был назначен А.М.Авдусин, появилась возможность кадрового расширения коллектива «Кантеле» и приглашения на работу не только новых исполнителей на кантеле, но и певцов, танцоров. Для сравнения приведу численность штатных единиц Карельской государственной филармонии в 1941 г.: симфонический оркестр – 50 человек, вокальная группа – 22 человека, хор - 47 человек, драматический ансамбль - 11 человек и ансамбль «Кантеле» – свыше 60 человек. Таким образом, в 1940-1941 гг. танцовщиками в коллективе «Кантеле» были: Анастасия Исакова (Резнева), Александр Куйкин, Максим Гаврилов, Константин Степанов, Анна Арифметикова( Шенкман), Ирма Хаатая (Ранта, Коронен), Василий Рязиев, Елена Изотова, Александр Преснецов, Таисия Перхина, Михаил Кунич, Тимошин, Иван Хюппенен, Федор Козин.
В феврале – апреле 1941 г. в ансамбле, как подразделении новой творческой организации – Карельской филармонии, – задумали сшить новые костюмы. В смете того времени десятками метров планируется покупка бархата (94 м.), костюмной шести (28 м.), мадепалама (100 м.), батиста (209 м.), бязи (210 м.), лент (214 м.)… Из этого богатства необходимо сшить: по 11 комплектов мужских и женских финских костюмов, 25 мужских и 22 женских карельских костюма, 4 мужских и 6 женских вепсских костюмов. Худруку и дирижеру коллектива полагались тройки-смокинги с лакированными ботинками. Всего планировалось пополнение материальной базы ансамбля на 80 комплектов костюмов и 80 пар обуви. 
Как бы то ни было, ансамбль песни и танца «Кантеле» почти постоянно работал в районах Карелии, доезжая до самых отдаленных, почти глухих деревушек, до самых дальних лесосек. Он был желанным коллективом и на столичных площадках – в Москве и Ленинграде. С творчеством «Кантеле» познакомились жители Грузии, Осетии, Белоруссии, Поволжья. Готовился ансамбль к поездке на Дальний Восток. Коллектив много репетировал, много ездил, очень много выступал. Его репертуар и сценическое лицо становились выразительнее и ярче. Вместе со своим детищем всегда был его основатель Виктор Пантелеймонович Гудков.

На снимке – юное поколение – дети артистов ансамбля Ирины Поповой, Андрея Смалюги, Татьяны Тойкка и балетмейстера Оксаны Смирновой.