Зрителям Контакты

Авторский вечер Ирины Шишкановой

21.08.2014 г.

4 сентября – по сложившейся традиции работники старейшего коллектива Карелии Ансамбля «Кантеле» будут вспоминать основателя коллектива Виктора Пантелеймоновича Гудкова – поэта, музыканта, исследователя, фольклориста. 4 сентября в 19.00 в Дом Кантеле мы приглашаем учителей, студентов, ведущих программ об истории и культуре Карелии, краеведов, родителей с детьми и всех, кому интересен инструмент кантеле.

Ансамбль уже начал готовиться к своему 80-летию, а его основателю в этом году 4 сентября исполнилось бы – 115 лет. На фоне этих исторических дат формируется и новая история коллектива, неразрывно связанная с инструментом кантеле. А формируют ее, конечно, люди. И в этот важный для ансамбля день 4 сентября состоится авторский вечер кантелистки, Заслуженной артистки России и Карелии Ирины Шишкановой. Он приурочен к 25-летию ее творческой деятельности в Ансамбле «Кантеле».

В процессе подготовки к 75-летию ансамбля Ирина Шишканова в Мастерской национальных инструментов Дома Кантеле вместе с Александром Фроловым делились секретами и мечтами; а Ирина все время повторяла слова Герды Крамер о том, что «духовное возрождение России начнется с музыки кантеле». Все, о чем говорили тогда – в 2011 году, актуально до сих пор.

Мечта о божественном звуке и волшебном инструменте

В довольно просторной мастерской Дома Кантеле пахнет древесиной и лаком, сразу погружаешься в особый мир мастера, создающего и реставрирующего музыкальные инструменты для ансамбля «Кантеле». Хозяин мастерской – Александр Фролов – инженер-конструктор по образованию. Свои первые кантеле и йоухико он сделал дома, на кухне в 1992 году и больше инструменты не отпускали его.

– Здесь все мы участвуем в таинстве рождения инструмента, – говорит Ирина Шишканова – музыкальный руководитель ансамбля кантелистов, заслуженная артистка России и Карелии, солистка «Кантеле», почти 25 лет живущая идеями ансамбля.

– Моя задача добиться особого звучания, раскрывающего неповторимую природу инструмента, – продолжает Александр. – Слушатель быстро теряет интерес к тому кантеле, на котором играл Вяйнеменйнен: 5-10 струн, ограниченный круг наигрышей и мелодий. Поэтому появился Хроматический кантеле – концертный инструмент, который между собой мы называем щипковым роялем. Попробуйте струну концертного кантеле. Извлечь благородный звук не так легко, как может показаться на первый взгляд. Кантеле издревле был мужским инструментом, покорным силе мужских рук, а у нас играют в основном женщины, им приходится очень нелегко. Несмотря на то, что мы его постоянно совершенствуем, нельзя просто взять и ослабить струну, чтобы защипывалась свободнее, или древесину взять полегче. Тогда, вероятнее всего потеряет кантеле тот необыкновенный уникальный тембр, которым славится.

В мастерской трудно говорить о чем-то, кроме того, что видишь, да и не стоит, потому что здесь, как мне кажется, – душа ансамбля, место рождения кантеле – символа музыкальной культуры Карелии.

– В руках настоящего исполнителя инструмент оживает, – говорит Ирина. – Все зависит от того, как положишь на него руки, как почувствуешь, так он и зазвучит, все должно идти от любви. Мне сегодня есть что сказать о нашей деятельности, о достижениях ансамбля кантелистов, в том числе и потому что артистов ансамбля я могу назвать своими детьми, учениками, своей семьей. А семейную традицию необходимо сохранять, – это другой уровень взаимоотношений, – проникновение в замыслы и намерения друг друга. У нас получилась семья, в которой все держится на взаимопонимании и творчестве, все наши успехи – плод совместной работы: кантелисты – мастер – учитель.

Сегодня Александр изготавливает кантеле и йоухико с профессиональными звуковыми параметрами. Без его работы не получится воплотить то, что задумано музыкантами-исполнителями, коллективом артистов.

– То есть, имея, в первую очередь, инструмент с особенным звучанием, необыкновенным тембром, мы можем позволить себе представлять свое искусство на таком уровне, к какому стремимся, – уточняет Ирина.

Весь этот процесс мне напоминает семейный уклад со своими незыблемыми традициями и мечтой о божественном звуке и волшебном инструменте, который непременно будет создан, благодаря определенному алгоритму: ученики – мастер – композитор – учитель – мечта.

И все-таки я все время чувствую какое-то беспокойство в голосе Ирины, и после продолжительного разговора начинаю понимать, что за сегодняшними успехами стоит многолетняя борьба за светлое имя инструмента, за его право звучать на профессиональных площадках.

– Это трудное дело 75 лет назад начал Виктор Пантелеймонович Гудков – создатель Ансамбля «Кантеле». Он первым пытался вывести кантеле на профессиональную сцену, – говорит Ирина. – Мы боролись за честь кантеле. Хотелось всем доказать, что это – полноправный концертный инструмент, что его можно уверенно ставить в один ряд с другими многострунными национальными инструментами, у которых уже была серьезная школа, и у нас это получилось. Считалось, что кантеле, это только персонаж эпоса «Калевала», и ничего серьезного на нем, на самом деле, нельзя сыграть. А сегодня мы располагаем богатым репертуаром, разнообразным по стилистике, создаем образы глубокого содержания, все мои ученики – лауреаты международных и всероссийских конкурсов, а кантеле известный инструмент, звучание которого уникально. Сейчас в большей степени на популярность влияет рост исполнительского мастерства, возможность обмена школами, когда мы, не изменяя, конечно, традиции, заимствуем у других инструментов приемы игры и переносим их на кантеле, обновляем, расширяем репертуар. Например, наша инструментальная программа «Брусничный дождь» включила в себя мелодии разных стран и эпох: обработки народных карельских, финских мелодий, японские мотивы в современной аранжировке и оригинальные произведения композиторов нашего времени.

Мы подняли на новый уровень труд целого поколения, а благодаря нам наши ученики поднимут его на следующую, более высокую ступень, – уверена Ирина.

Под ее редакцией вышел второй серьезный труд о кантеле – авторское учебно-методическое пособие для педагогов и музыкантов-профессионалов всех ступеней: от музыкальной школы до вуза. Издание называется «Кантеле. Ступени к совершенству», его уникальность, в частности, в том, что оно адресовано всему многообразию многострунных инструментов различных народов. В нем представлена методика обучения игре на кантеле, есть репертуарное приложение и компакт-диск.

– Постепенно в Карелии выстраивается такая система, которая дает глубокие и фундаментальные знания, а не отдельные и отрывочные, – продолжает Ирина. – У нас уже есть музыкальные школы, в которых открыты классы по обучение игре на кантеле, на нем учатся играть в Музыкальном колледже им. К.Э.Раутио и в Карельской государственной консерватории. Гордость ансамбля – единственный в Карелии детский оркестр кантелистов, которым руководит заслуженный работник культуры России и Карелии Наталья Акулишнина. Мы очень надеемся, что у нас, наконец, появятся современные произведения для кантеле, написанные карельскими композиторами.

Безусловно, Ирина и сама пишет музыку: миниатюры, создает обработки для разных инструментальных составов с участием кантеле, о котором она говорит так:

– Спросите, есть ли будущее у солнечного света, у добра? А Кантеле это и есть Свет, Добро! У облаков есть будущее? Плывут себе, ни у кого не спрашивают – куда им плыть и какие образы-формы создавать. Только ветер или буря, налетевшие внезапно, могут вмешаться и даже все разрушить. Так же, я думаю, и с нашим творчеством.

Испанский философ Герда Крамер убеждена в том, что духовное возрождение России начнется с музыки кантеле. Об этом она заявила с трибуны Второго Международного семинара по антропософии и вальдорфской педагогике.

Лариса КРАСАВЦЕВА