Зрителям Контакты

Дудалевская кадриль

20.11.2015 г.

 

80-летию Ансамбля «Кантеле»

ДУДАЛЕВСКАЯ КАДРИЛЬ

Ольга МАЛЫШЕВА

Необычная ситуация сложилась в Национальном ансамбле песни и танца Карелии «Кантеле». Скоро он будет отмечать юбилей, но за всю восьмидесятилетнюю историю коллектива такого еще не было: с 2008 года большую часть мужской балетной труппы представляют родные братья: Александр, Яков, Семен и Павел. И фамилия у них подходящая – Дудаль. Слышится в ней и удаль, и дуда...

Каково это нести семейную ответственность за каждый концерт, что значит для них танец, ансамбль, семья и, как все это сплетается в их судьбах – наш разговор.

Фигура первая. Знакомство

Репетиция окончилась, но наша беседа, как в танце, кружится то с одним партнером, то с другим: с Александром и его женой Татьяной, тоже артисткой ансамбля, с Яковом и его женой Марией – педагогом школы искусств, Семёном и Павлом – младшими братьями. Старшие – Александр и Яков похожи так, что и на репетиции надевают футболки со своими именами.

– А друг друга не подменяете?

– Нет смысла. Танец все равно покажет, кто есть кто. Саша, например, старший....

– ?

–... На десять минут. Но их хватает, чтобы он был командиром, – утверждает Яков.

– Вы давно занимаетесь танцами?

– Еще в детском саду воспитатели заметили, что мы очень активные и посоветовали родителям отвести нас в танцевальный кружок, что мама и сделала с удовольствием, – продолжает Александр. 

– А вам нравилось танцевать?

– Вообще-то я хотел играть в футбол, но Яша выбрал танцы...

– Понятно, кто из вас командир...

В Череповце, где родились Дудали, до сих пор есть замечательный танцевальный ансамбль «Северные зори», а при нем детская студия. Вот туда и стали ходить близнецы. Потом мама привела следующего сына – Семёна, и наконец, младшего Павлу. Все мальчики начинали в студии и в числе немногих дошли до основного состава ансамбля.

– Это, хоть и любительский коллектив, но нас с Яшей, еще школьников, оформили на работу, чтобы мы могли получать зарплату, – говорит Александр. – Семья-то у нас большая, есть еще старший брат, правда, он к танцам никакого отношения не имеет. Руководитель коллектива Валерий Ассовский всячески старался нам помочь. Занятия были платными, но родители с его разрешения вносили деньги только за младшего. В подростковом возрасте многие ребята уходили из студии, но нас руководитель убедил ни в коем случае не бросать танцы.

– А как же футбол?

– С ним было покончено на корню. Все место заняли танцы народов мира, – улыбается Александр. – Весь спорт ограничился одной хореографической зарисовкой «Бокс». К окончанию школы мы с Яшей уже не могли представит себе жизнь без танцев, поэтому решили попытаться попасть в профессиональный коллектив. В Череповце это оказалось сложно, но слухами земля полнится. Однажды нам позвонили из Петрозаводска и пригласили в «Кантеле»: – Работа есть, общежитие... Дали две недели на раздумья...

Так Александр и Яков оказались в Петрозаводске, работают в ансамбле, получили профессиональное образование и, кстати, до сих пор живут в том же общежитии.

Семён в 7 лет пришел в студию, а в старшую группу перескочил вместе с братьями. И Паша той же проторенной братьями дорожкой шел. Только когда старшие уехали в Петрозаводск, младшие поступили на хореографическое отделение в Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина.

– Практику проходили в «Кантеле», – рассказывает Семён. – А после нас пригласили сюда. Конечно, согласились.

– У национального ансамбля есть своя особенность – карельские, финские, вепсские танцы. Они ведь отличаются от тех, которые вы с детства исполняли?

– Конечно, они более сдержанные, без широких жестов, но не менее эмоциональные и очень красивые. Чего стоит одна только «Кестеньгская кадриль». Она участвует во всех программах: и на восемь, и на четыре и на две пары. Очень красивая, и мелодия удивительная, спокойная, напевная.

Беседа продолжает крутиться по канонам кадрили, но самый младший из братьев Павел все отмалчивается.

– Паша, вы народными танцами стали заниматься, потому что на старших братьев смотрели? Не было желания сойти с этого корабля?

– Нет. Привык. Мне нравится.

– Знаете, наши руководители в детском ансамбле говорили, что если мы с Яшей добиваемся результатов упорством, трудолюбием, то Паша – талантом, – ставит точку Александр.

– А Семён чем берет?

– Тем и другим.

Фигура вторая. Мужская

Братья уже буквально сроднились с «Кантеле», заняты во всех программах ансамбля

– Мы в армию отсюда уходили и снова вернулись, — говорит Александр.

– Как в армию? Разве администрация не встала грудью: «Не пустим!»?

– Артисты от службы в армии не освобождаются, правда, часто их берут в армейские ансамбли, но мы служили в Петрозаводске, только Паша – в Ленинградской области.

– Неужели такие таланты и под ружье?

– Перед Новым годом замполит дал приказ подготовить праздничный вечер. Мы с Яшей придумали сценарий, конкурсы, чтобы было веселей, по-домашнему, а так служба как служба. Строгой дисциплиной нас не испугать. У нас вся жизнь с детства расписана. Вот и с 10 утра до 3 дня – работа на полную катушку (танцор не может без постоянной репетиции). Потом свободное время — для учебы и дополнительной работы, вечером иногда – концерт... И на следующий день снова по кругу. И сил надо много, вот когда Саше вечером предстоит танцевать "Польку через ножку", он старается не давать себе поблажку, иначе не станцуешь так легко и весело, как он привык это делать.

Что и говорить, зарплаты у артистов, как говорится, очень небольшие, приходится искать дополнительный заработок, и не всегда он по профессии. Но куда деться, у многих семьи, дети.

Александр и Яков тоже люди семейные. Жена Александра – Татьяна Тойкка, артистка балета ансамбля «Кантеле». Жена Якова – Мария, преподаватель хореографии в школе искусств. В семье Саши один ребенок, а Яша и Маша ждут второго.

Фигура третья. Женская

– Самая главная в нашей большой семье – мама – Марина Владимировна Дудаль. Они с отцом, Анатолием Михайловичем по-прежнему живут в Череповце, но на праздники приезжают сюда, – рассказывает Маша. – Она очень душевный человек. Думаю, что любовь к танцу у детей от нее. Как-то призналась, что хотела бы танцевать, но ни в детстве, ни в молодости такой возможности не было, потому так внимательно относится к занятиям сыновей.

– Когда родители у нас, мы все дни вместе, не разлей вода, – подтверждает Татьяна.

Что же, всем известно: мужчина в доме – голова, а вертит ею шея, то есть женщина. Таня явный лидер. У нее своя история взаимоотношений с танцем. А ведь, как она признается, могла и вовсе не попасть на хореографическое отделение Школы искусств. Педагоги взяли ее на одну четверть: «Посмотрим, будет ли толк», а после спорили, на каком отделении девочке заниматься: музыкальном или хореографическом? Пришлось учиться сразу на двух.

– Я очень эмоциональная, наверное, это и нравилось педагогам, – объясняет ситуацию Татьяна.

Вообще-то кредо Татьяны – учиться! После окончания школы искусств ей и еще двум девочкам предложили работу в ансамбле «Кантеле», но она поступила в колледж культуры. – В школе дали хорошую танцевальную базу, колледж дополнил знаниями по педагогике, – говорит она. – Жаль в Петрозаводске нельзя получить высшего образования по нашей профессии, а ехать куда-то дорого... Поступила на бюджетное место в педагогический институт, на педфак.

– Образование очень помогает в работе. Я помимо «Кантеле» еще педагог фольклорного ансамбля, занимаюсь со спортсменами по гимнастике, «развожу» танцы во взрослых певческих коллективах, веду ритмику у малышей в детском саду…

С легкой руки Татьяны Маша поступила на бюджетное место на тот же факультет, который окончила сама, а высшее образование уже в следующем году получат Яша и Саша. Знания – сила, и спорить с этим бессмысленно.

 

Фигура четвертая. В ногу со временем

– Любопытно, каждый телеканал обзавелся своим танцевальным шоу: на "России 1" – "Танцы со звездами", на "Культуре" – "Большой балет", на "Первом" – "Танцуй" где победителем стал Александр Могилев, выпускник Карельского колледжа культуры, а теперь он балетмейстер проекта "Танцы" на "ТНТ" ... Почему же интерес к танцам сейчас на взлете? – адресую вопрос самому молодому из братьев.

– Я такие передачи по телевизору не смотрю, – отвечает Павел, верный своей стилистике.

– Интерес к танцам был всегда, особенно на бытовом уровне, – подхватывает тему Саша. – Та же кадриль – танец для знакомства.

– Но в ночных клубах ее не танцуют...

– Да, но от этого она не стала хуже. Она так же волнует сердца зрителей на концертах. Многие народные танцы популярны во всем мире, узнаваемы, но приобретают черты того народа, которым исполняются. Например, русская «Кадриль» совершенно не похожа на оригинальный французский танец, она стала своей – родной зажигательной пляской. Что-то приходит, что-то уходит, а народное остается навсегда или ложится в основу новых стилей. В этом направлении мы тоже работаем.

– Например, программа «K@ntele-style», – уточняет Татьяна. – В ее основе современная стилизация народных танцев. В одном случае – новая пластика, модерн, джаз, словом, направления, которые не связаны с традиционной народной хореографией. В другом – движения народного танца под современные мелодии... Летку-еньку стилизовали так, что получился джазовый танец с поддержками... Лексика другая, но основные движения летки-еньки остались, они идут через весь номер. И музыка осталась.

– Вам нравятся такие эксперименты?

– Мне – да.

– В колледже будущим танцорам дают одну базу: классика, народный танец, модерн, но большинство идет в эстраду... Почему? Там интереснее?

– Когда перед выпускником училища стоит вопрос, куда пойти, он думает в первую очередь, как заработать. В эстрадном танце больше возможностей: можно пробиваться в Москву, Питер, проходить кастинги в мюзиклы, в "подтанцовки" российских звезд. Перед глазами успешные примеры того же Саши Могилева, Альберта Верхоляка. Эстрадные танцы интересны и так же сложны, как и народные, но перспектив больше. А в народные коллективы сложно попасть и работать там не прибыльно.

– Так кто же идет туда?

– Патриоты народного танца с детства, – убежден Александр Дудаль. – Как в 6 лет попал на сцену, почувствовал народный характер, народную душу – и все – расстаться невозможно. А если кто еще ребенком увидел, как танцует ансамбль Игоря Моисеева, тот покорен на всю жизнь.

– А тот, кто увидел в детстве ансамбль " Кантеле"?

– Тот полюбит северный строгий, сдержанный и одновременно экспрессивный, традиционный народный танец!