Зрителям Контакты

Кантеле Лённрота в России?

09.04.2013 г.

Много лет в Карелии принято отмечать не только Международный день эпоса «Калевала» 28 февраля, но и 9 апреля – День рождения  Элиаса Леннрота. В этом, 2013 г. исполняется 185 лет как знаменитый фольклорист, поэт, врач и музыкант впервые отправился в путешествия за  рунами (1828 г.). Карелия встретила его необыкновенно радушно: уже «28 июня я в Карелии ел первую землянику», - писал он в путевом дневнике. С Карелией Леннрота первоначально связывали ностальгические воспоминания детства:  брат деда «уехал из Уусимаа и обосновался в Пялкъярви… Мне было интересно повидать здесь одного из его сыновей, а так же побывать в кузнице и доме…», - продолжал он свое дневниковое повествование.

Он кропотливо и неустанно день за днем исписывал круглым мелким почерком листы тетрадей. В них собиратель заносил все – и собранный в дороге фольклор, и свои раздумья и, конечно же, приключения.

Друг и товарищ Элиаса Леннрота по Гельсингфорсу (Хельсинки) 1939 г. Яков Карлович Грот (1812-1893), труды которого считают первым обоснованным сводом правил по русской орфографии и ударению, оставил нам описание Э. Леннрота: «Я нашел в нем человека среднего роста с крепким телосложением, не полного и не худощавого, с лицом смуглым и отчасти багровым, с огненными черными глазами, с добродушной улыбкой, с приемами не совсем ловкими.

Своим необыкновенно выразительным лицом он напоминает пламенный восток, но в речах и в телодвижениях совершенный финн… Характер у него веселый, всегда ровный. Когда я первый раз пришел к нему, он сидел в длинном сюртуке пред небольшим столиком из простого дерева, где лежало несколько тетрадей, мелко исписанных… Свои неистощимые литературные запасы приводит он в порядок и печатает с тем же удивительным прилежанием, с каким наперед собирает их…».

Среди многочисленных талантов Элиас Леннрот был музыкантом. Он повсюду носил с собой флейту, на которой часто играл. В дневниках его встречаются описания и радости от доставленного людям эстетического удовольствия и горечь и недовольство на себя и на людей, которые иногда злоупотребляли его расположением и заставляли играть на флейте часами.

Одним из увлечений Э. Леннрота было кантеле. Он сам сделал несколько, по разрозненным сведениям не менее 3-х инструментов – 2 хроматических и диатоническое кантеле из березы. По отзывам того же Я.К. Грота Элиас Леннрот прекрасно играл на инструменте. Инструмент из березы в 1839 г. был подарен мастером и музыкантом своему другу в знак знакомства и дружбы. Спустя 14 лет. В начале 1853 г. Я.К.Грот покидает университет Гельсингфорса и переезжает с Санкт-Петербург. Березовое кантеле, подарок Э.Леннрота, он увозит с собой.

Нам неизвестна дальнейшая судьба этого инструмента. Может быть, этот инструмент и сегодня находится в какой-либо коллекции музыкальных инструментов.

Нашу историю сегодня необходимо закончить многоточием. И все-таки, а вдруг кому-то из российских исследователей все-таки удастся «напасть» на след кантеле Элиаса Леннрота?  

Ирина Семакова, музыковед