Зрителям Контакты

«Карельские антифоны» – общее и некоторые частности

12.12.2014 г.

«Карельские антифоны» – общее и некоторые частности

Предлагаем вниманию слушателей еще один профессиональный отзывов о премьере программы «Карельские антифоны», которая была успешно представлена публике 3 декабря. Размышления о премьере музыковеда, фольклориста, заслуженного деятеля искусств Республики Карелия Ирины Семаковой:

Диалог – это поиск, форма, метод узнать и утвердиться в мысли, что ты на планете Земля не один. Об этой истине нам всем, зрителям и почитателям творчества Национального ансамбля песни и танца Карелии "Кантеле" и музыкантов Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова напомнили на премьере 3 декабря 2014 года большие творческие коллективы. Порадовало на премьере многое, начиная с афиши и программки. Обратил на себя внимание подзаголовок программы "Карельские антифоны" – звучащие в ответ. Как точно определена идея программы! Это не противостоящие (анти...), а именно звучащие (фоны...) в ответе на твой звуковой маяк-маркер в пространстве Истории и времени Жизни.

Программа могла быть развернута в разных плоскостях – от отзвука – эхо – до столкновения позиций, что возможно в ситуации, начинающейся с многозначной части речи "анти". Такие были мысли у меня, когда программка была уже в руках. Успокаивало одно – красно-серый бордюр на программке, выстроенный из разных по форме хордофонов – многозначного знака-символа ансамбля "Кантеле" и повернутого к нему лицом символа, в котором сплелись кантеле, арфа, мировые струны – воды, птица, Полярная звезда, – все мифологические знаки-символы северной мифологии, в том числе, мифологии финно-угорских народов. Моё волнение-предвкушение звучания программы успокоило и "отраженное" в водах Мирового океана напечатанное на программке слово "антифоны" – точно знак двух миров – реального и мира предков, земли и воды, жизни и смерти...

Приятно, что в программке обозначены на титуле и знак Года культуры в России, и знак официального спонсора творческой программы – банка ВТБ. Не менее важным для рядового зрителя оказались и миниатюрные творческие портреты руководителей коллективов-участников программы "Карельские антифоны» (Звучащие в ответ), а также имена руководителей: директора ансамбля "Кантеле" Л.А. Степановой и ректора Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова В.А. Соловьева. Именно для этой новой художественной программы очень важны творческие кредо, обозначенные каждым из руководителей творческих коллективов. Никогда такого в истории ансамбля "Кантеле" не было. Здорово! Спасибо и Музею изобразительных искусств Карелии за возможность использования в программе картин художников нашего края!

Мой первый взгляд на номерной состав программы заставил поморщиться в душе: пестро, даже иногда, очень... Но, как водится, в Библии сказано: "Ищите, и обрящете (найдете), топцыте (стучите) и отверзется (откроется)"! На сложном пути поиска точки опоры собственного творческого и, глубже, жизненного мировоззрения – ментальности зрителя грамотно и с хорошим художественным вкусом ведут режиссер программы Г.И. Исаевский и художник по костюмам А.И. Власенко. Должна сказать и о творчестве еще одного человека, немало посодействовавшего фундаментальности новой программы – народного писателя Карелии А.Л. Волкова. Это на его стихи создан гимн программы "Karjalale / Карелии" В.В. Ивановым и "постулатная" оратория "Песнь о ливах" А.С. Белобородовым (прозвучала финальная, 3-я часть произведения). Да, пока звучание академического и народного коллективов непривычно: в сопоставлении звучат Вокальная группа "Айно" ("Кантеле») и Академический хор студентов Петрозаводской консерватории... Итак, "народ" и классика – это что, – Противоположности или все-таки Единство?

Слушаем, смотрим и рассуждаем дальше...

В новой программе "Карельские антифоны" традиционная культура Карелии представлена образцами различных жанров, и, что особенно отрадно, прекрасной лирикой ("Досельные песни", "Не кукушица во сыром бору закуковала", "Kylä vuotta uutta kuuta / Мир ждал новолуния", "Росынька"). Их оттеняли подвижные песни "Не утушка в песку", в том числе, практически фольклоризовавшаяся песня вепсов, сочиненная Ю. Зарицким – "Neičut, horovod ka lähkam / Веселый хоровод" (Ю. Зарицкий). Из особых "вкусностей" традиционной культуры народов Карелии в программе прозвучали скоморошина из Пудоги "Небылица в лицах" и роскошный по своей выразительности духовный стих-апокриф Заонежья "Ай же ты, матушка Мария".

"Антифонных", "звучащих в ответ" сюжетных линий в программе много. Остановлюсь лишь на особо запомнившихся.

По линии верований народов Карелии прошла важная для программы линия антифонов, выстроенная так: дохристианская свадебная песня карелов "Kylä vuotta uutta kuuta / Мир ждал новолуния", духовный стих заонежан и лирические протяжные "Досельные песни", которые облагородил, эмоционально уравновесили и весомо обозначил роспев Валаамского монастыря "Задостойник Благовещению", исполненный мужским хором консерватории.

Линия "звучания в ответ" очень выпукло прошла и по жанрам музыки классической и музыки "народного" направления. Здесь слушатели, думаю, были удовлетворены прозвучавшими в программе редко исполняемыми сочинениями. Среди них: финал Концерта для двух кантеле с камерным оркестром и вокалом классика карельской музыки Альбина Репникова, "Петровская слобода" талантливого композитора Игоря Субботина, и "Haring Øl / Хардангерский эль" – финал из "Свадебной сюиты" (сюита № 4) с ироничным подзаголовком норвежского композитора Гейера Твейта "посвящение атональности" – бесшабашный пьяный разговор гостей на норвежской сельской свадьбе.

Удивительно органичными получились «звучащие в ответ» "Карельские антифоны", хотя на первый взгляд программа кажется пестрой по стилям и жанрам! Она как драгоценный кристалл – вроде бы блестит как стекло, но, приглядевшись, понимаешь – сияет! Сияет благородно всеми своими гранями, и любоваться, наблюдать их игру возможно бесконечно: цельно, красиво, радостно и философски мудро!

Необходимо обратить внимание на музыкантов, которые подарили нам, зрителям замечательный вечер в Музыкальном театре: дирижеры В. Стачинский и А. Гореванов (плюс его же инструментовка некоторых произведений для симфонического оркестра), хормейстеры Е. Гурьев и Е. Дыга, М. Устинова, руководитель оркестра Ансамбля "Кантеле" П. Шаматура, солисты Т. Перонь и И. Попова. А. Красильникова и Е. Анхимова, А. Смолин и А. Иванов. А главные слова признательности – композитору. аранжировщику, инструментовщику – художественному руководителю Ансамбля «Кантеле» Вячеславу Иванову!

Должна обязательно сказать о том, что творческие коллективы за последние годы очень выросли и созрели. Их исполнительское мастерство достигло того уровня, когда уже нет смысла критикам "вылавливать блох" в прозвучавшей музыке. Нет смысла потому, что со сцены исполнялась Музыка, а не просто музыкальные опусы. Это же можно сказать и о режиссуре программы, художественном, хореографическом, звукотехническом ее оформлении.

В заключение, как водится, у рецензента припасено немного "дегтя". Замечательное произведение А. Теппера на сл. Гуреева "Сказка о сказке" несколько выбилось из контекста новой программы, хотя его философская стать понятна и приемлема. Может быть, это сочинение для иной программы? И второе, при всей своей сценической красоте костюмы группы "Айно" для финала программы показались мне просто чужеродными. Может быть, "Айнушкам" стоит оставаться в финале в русских сарафанах? Но, как говорят, на вкус и цвет...

От души поздравляю творческие коллективы Национального ансамбля песни и танца Карелии "Кантеле" и Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова с замечательной, очень серьезной, интересной и достойной программой! Очень хочется, чтобы содружество коллективов продолжалось, и мы радовались новым совместным открытиям и находкам в их творческом ЕДИНЕНИИ!

И.Б. Семакова,

музыковед, фольклорист,

заслуженный деятель искусств Республики Карелия