Зрителям Контакты

О "Карельских антифонах"

16.12.2014 г.

О «Карельских антифонах»

Сложившись в далекие тридцатые годы благодаря истинным знатокам многонациональной народной культуры Виктору Гудкову и Василию Кононову этнографический ансамбль «Кантеле» на протяжении всей своей деятельности не только бережно хранит богатства этой культуры, но и приумножает их. За прошедшие десятилетия во главе ансамбля стояли музыканты разной степени одаренности и видения творческих задач коллектива, но все они хорошо понимали его самоценность и роль в общем процессе бытия достижений музыкальной культуры народов республики. В последнее время направление его работы определяют несомненно талантливые люди в лице художественного руководителя заслуженного деятеля искусств Республики Карелия Вячеслава Иванова и главного хормейстера заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Карелия Марины Устиновой. Успеху дела помогают и ведущие всех творческих подразделений ансамбля, в частности, более молодые – руководитель оркестра «Кантеле» лауреат Всероссийских и международных конкурсов Павел Шаматура и руководитель ансамбля кантелистов Александр Гореванов. Чувствуется, что в ансамбле царит хорошая доброжелательная атмосфера сотворчества, поддерживаемая директором ансамбля заслуженным работником культуры России и Карелии Лилией Степановой. Все это не может не способствовать успеху в работе. А успех несомненен, об этом свидетельствуют все концертные программы ансамбля последних лет. Их создатели не боятся экспериментировать, порой весьма смело соединяя традиционные формы работы с несвойственными стилю ансамбля жанрами многоликой западной культуры. Неожиданной оказалась и последняя программа – «Карельские антифоны». Глядя на афишу концерта, трудно было предположить, что конкретно стоит за названием. Греческого происхождения понятие антифон, в буквальном переводе означает противозвучание, или звучание в ответ в греческой трагедии представляло собой поочередное исполнение музыки двумя полухорами, разделенными некоторым расстоянием, порой так чередовались соло и хор. В предложенном проекте ансамбля его создатели наполнили понятие дополнительным смыслом – соединением в сюжете программы как правило обособленно существующих в исполнительской практике коллективов – народного и академического. Авторы идеи пригласили к сотрудничеству студенческие коллективы Петрозаводской консерватории – хор (художественный руководитель заслуженный деятель искусств России профессор Евгений Гурьев, хормейстер – доцент консерватории Евгения Дыга) и симфонический оркестр (художественный руководитель заслуженный деятель искусств Карелии профессор Владимир Стачинский). Вообще, в мире подобные эксперименты давно не редкость. И в карельской музыке еще в 50-е годы это чрезвычайно волновало Рувима Пергамента, создавшего камерные ансамбли, в которых «на равныx» объединялись кантеле и струнно-смычковые или деревянные духовые инструменты. Позже Альбин Репников создал Концерт для двух кантеле и симфонического оркестра, третья часть которого прозвучала в показанной программе (соло на кантеле исполнили Елена Анхимова и лауреат различных конкурсов Анастасия Красильникова). Кстати, в оркестре ансамбля «Кантеле» издавна «законными» стали скрипка и кларнет. Правда, классическая итальянской природы скрипка имеет родственников у разных народов, в том числе и в карело-финской традиции таковым можно считать йоухикко. Наверное, нет в мире ничего абсолютно взаимоисключающего, тем более – в искусстве. Подобные поиски порой приводят к неожиданным и ярким эффектам. Весьма привлекательным оказался и последний концерт.

Основой программы концерта стали, конечно же, народные песни в различных обработках, или авторские песни, созданные в духе народных. Большая часть из них принадлежит художественному руководителю ансамбля Вячеславу Иванову. Их, как правило, исполняют хор или солисты ансамбля. Но одна из них – мастерски аранжированная народная песня Пудожского района «Небылица в лицах» просто замечательно прозвучала в интерпретации консерваторского хора. Авторские песни Иванова, посвященные Карелии, замкнули всю программу в своеобразное карельское кольцо, открыв и завершив ее (“Karjalale” и “Terveh Karjal”).

Ансамбль бережно хранит в своем репертуаре обработки, сделанные в свое время разными профессионалами: ленинградским композитором Юрием Зарицким, работашим в 50-е годы с Поморским народным хором, многолетним художественным руководителем консерваторского хора в первые десятилетия жизни нашего музыкального вуза Станиславом Легковым. Его обработку одной из незабываемых вепсских песен «Росынька» исполнили студенческий хор и вокальная группа «Айно» – это ли не пример исполнительской гармонии? Женская и мужская группы консерваторского хора пополнили программу исполнением духовных песнопений – «Ай же ты, матушка Мария» (женский) и «Задостойник Благовещению» (мужской).

Отрадно, что, как это было раньше, так и теперь в подобные программы включаются музыкальные творения классиков и современных композиторов Карелии. В различных исполнительских вариантах прозвучали сочинения Яна Сибелиуса (хоровая миниатюра «Финляндия»), норвежского композитора Г. Твейта (финал Четвертой сюиты для симфонического оркестра), Александра Белобородова (III часть оратории «Песнь о ливах»), симфоническая миниатюра «Петровская слобода» Игоря Субботина.

Украшением любой программы «Кантеле» всегда остаются его солисты – заслуженные артисты Карелии Татьяна Перонь, Ирина Попова, Александр Иванов, артист Андрей Смолин и, конечно же, удивительный долгожитель «Кантеле» – вокальный ансамбль «Айно», впервые заявивший о себе еще в 50-е годы и радующий поклонников по сей день. Проходят годы, сменяются поколения, но ансамбль по-прежнему молод и голосист.

К сожалению, в замысле не смогла принять участие очень хорошо работающая танцевальная группа «Кантеле»: на сцене оказалось такое количество исполнителей, что ей просто не осталось места. Те символические фигуры, которые периодически как видения появлялись в массе исполнителей, очевидно, по замыслу режиссера-постановщика, автора сценария заслуженного работника культуры Карелии Геннадия Исаевского в какой-то мере восполняли эту потерю. Но все ли разгадали эту символику? Наверно, в программке надо было пояснить, что они означают. Говорить об этом как о просчете было бы неправомерно. В целом идея хороша и, несомненно, должна иметь продолжение. Браво содружеству «Кантеле» + Консерватория!

Наталья ГРОДНИЦКАЯ,

Заслуженный деятель искусств Карелии, музыковед