Зрителям Контакты

От виолончели до национального костюма

23.02.2017 г.

 

Сегодня Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле»

от всей души поздравляет с Днём рождения

заслуженного художника России и заслуженного деятеля искусств Карелии Аллу Власенко

и приглашает 27 февраля в 14:00 в концертный зал Дома Кантеле всех,

кто хотел бы лично поздравить Аллу Игнатьевну с ЮБИЛЕЕМ!

Алла Власенко родилась в г. Кривой Рог (Украина). В 1966 году окончила музыкальное училище в г. Днепропетровске по классу виолончели и худграф Одесского педагогического института. В Карелии, где она живет и работает с 1980 года, Алла Власенко известна как мастер, которому подвластны разные виды и техники изобразительного искусства: монументальная живопись, флорентийская и римская мозаика, монументальная керамика, станковая живопись и акварель, сценический национальный костюм. С 2002 года Алла Игнатьевна сотрудничает с Ансамблем «Кантеле» в качестве художника по костюмам и сценографа отдельных художественных программ. За эти годы для ансамбля ею были созданы более 400 эскизов костюмов, по которым в Маситерской народного костюма Ансамбля «Кантеле» были сшиты костюмы к большим художественным программам: «Karsikko» (Древо Музыки), «Vepsänman noiduz» (Вепсские фантазии), «Скала двух лебедей» (этнобалет), «Русские Карелии», «Tansimua – Земля танцев», «K@ntele-style», "Kandelehen" päivy/ День "Кантеле" и другие.

Художник Алла Игнатьевна Власенко, член Союза художников России (1993 г.), заслуженный деятель искусств Республики Карелия (2000 г.), заслуженный художник Российской Федерации (2005 г.), обладатель Медали Союза художников России «За мастерство, традиции, духовность» (2008г.), Серебряной медали в честь 250-летия Российской Академии Художеств (2007 г.); награждена Почетной грамотой Правительства Республики Карелия (1997 г.), Лауреат конкурса Республики Карелия «100 лучших людей года Республики Карелия» (1998 г.), обладатель стипендии Президента Российской Федерации в области культуры, искусства и литературы (2000 г.), Премии Председателя Правительства Республики Карелия «Сампо» в области изобразительного искусства (2001 г.), лауреат премии Правительства Российской Федерации 2016 года в области культуры.

В связи с юбилеем Аллы Власенко мы задали несколько вопросов мастеру, соединившему в своем творчестве музыку, танец и рисунок:

– Алла Игнатьевна, чем для вас – художника-монументалиста стал народный костюм?

– Эмоционально-образное начало народного прикладного искусства, народная художественная фантазия особенно привлекательны для дизайнера. Красота национального костюма, его многовековая история открывают самые широкие возможности для человека, работающего в этой творческой области. Традиционный народный костюм – это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями и, особенно, внешним обликом человека. Народный традиционный костюм выражает философские идеи народа, его мировоззрение. На костюм проецируются все аспекты социального, материального, технического уровня развития определенного общества и эстетически воплощаются в геометрических концепциях формы украшений, покроя и силуэта. В костюмах находят отражение будни и праздники, элементы, отличающие культуру одних территорий от других, опыт поколений, наша общая культурная память.

– В чем специфика работы над сценическим костюмом?

– Сценические костюмы – яркая смысловая составляющая художественной программы, они должны гармонировать с общим сюжетом: хореографией, песенным и музыкальным материалом. Здесь действительно необходимо, чтобы все участники процесса стали единым организмом, чувствовали друг друга, – говорит Алла Власенко. – Художник должен понимать замысел сценариста, хореографа, хормейстера, композитора, вникнуть в историю и характер, в каждый отдельный концертный номер, чувствовать и понимать всю программу как единое сценическое действо. И здесь залог успеха – в духовной связи и творческом единомыслии всех участников коллектива. В процессе работы по созданию сценических костюмов важно все: и покрой, и длина юбки или сарафана, и характерные краски, и подбор фактуры материалов, и индивидуальные особенности исполнителей и т.д. и т.п.

– Какие перспективы у народного костюма?

– Он будет всегда актуален. Каждое время выражает свой интерес к нему по-своему: в соответствии с веяниями времени и технологиями приходит и переосмысление народной одежды. Но, любая мода приходит и уходит, а вечные ценности остаются эталоном. Я уверена, что интерес ни к народному костюму, ни к его интерпретации в сценическом варианте никогда не исчезнет.

 

Алла Власенко о северном костюме

Чем-то спокойным и теплым веет от традиционного северного костюма. Умел народ создавать такие вещи, что до сих пор приятно смотреть и душа радуется.

Вглядываясь в полотна известных русских художников Аргунова, Венецианова, Крамского, Малявина, Серебряковой, невольно останавливаешь взгляд на тех картинах или портретах, где кисть живописца запечатлела персонажи в народных костюмах. Яркая, красочная гамма рубах, сарафанов, понев, шубок, головных уборов, – в них, пытливый взгляд увидит отражение представлений народа о красоте и гармонии окружающего мира. На картинах, запечатлевших женщин, девушек на полянах, в лесу, на жнивье, зримо видна космогоническая связь народной одежды с родной природой. Цвет, орнамент и символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. белый и красный цвета – это символ чистоты и радости.

Красив и ярок традиционный костюм. Декоративность его достигается как путем комбинирования тканей разного цвета и фактуры (для народного костюма характерна аппликация из ромбов и квадратов, мелкий геометрический орнамент, хотя иногда встречается и растительный), нашивки лент, так и путем вставок из простого кружева, вышивки.

Загадочные письмена вышиты на блузах, рубахах, сарафанах и передниках. Из глубины веков древнейший язык зашифрованных узоров дошел до нас почти неизменными. Предки относились к ним как к святыне: искажать, дополнять, "улучшать" не разрешалось. Народную вышивку – эту первую систему кода, изобретенную людьми и имевшую для них определенный смысл – изучают чуть более столетия. Многое еще не разгадано. Сложно сказать, сколько открытий таят в себе простые узоры – символы жизни тотемные и солярные знаки и мировоззрения давно ушедших поколений. Само слово "узор" ("узорочье") – от слов "заря", "гореть", "солнце", – от понятий "свет", "блеск", "тепло".

Этнографы полагают, что узоры на одежде имели важное мистическое, магическое и ритуальное значение, так как были глубочайшим образом связаны с языческими верованиями (сохранившимися в крестьянской среде практически до наших дней). К примеру, на нижней одежде, одевавшейся непосредственно на тело, орнамент располагался по краям (горловине, рукавах, подоле), исполняя роль оберега от нечистой силы. Особая роль в орнаменте отводилась вышивке крестом. К слову, – крест считался охранным символом задолго до принятия христианства. В узорах, вышитых крестом, можно было "прочесть" заговор-заклинание от болезни, дурного глаза, порчи, от гибели в бою, от разорения. На мужской рубахе, например, мастерица вышивала узор, который читался так: «Господи боже, благослови принять от синя моря – силы, от сыры земли – резвости, от частых звезд – зрения, от буйна ветра – храбрости».

Использовали лен и шерсть самого разного качества, грубую холстину, сермягу и армячину, тонкое сукно и тонкое полотно, выбеленное или цветное – крашенину, дорогие привозные ткани: камку и тафту (шелковые узорные ткани), бархат рыжий (с тисненым узором), петельчатый и золотный (шитый золотом), парчу аксамит (расшитую золотыми узорами), – все они носили общее название паволоки. Зато меха, дорогие и дешевые – были свои. Самые дорогие – горностай и бобер, куница и соболь, подешевле – рысь и барс, лиса и белка, самые дешевые – овчина и медведь, волк и заяц. Невероятное разнообразие цвета присутствует в палитре северного народного костюма: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зеленый, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чюбарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Чувство меры, тонкий вкус, рациональность и выверенная веками конструктивность, богатство и разнообразие декора, – о народном костюме можно рассказывать бесконечно, это лишь несколько слов о его особой красоте. Был ли красив этот костюм? Он был великолепен! Бывает красота движения и красота покоя. Старинный северный костюм – костюм покоя, костюм достоинства, костюм отсутствия суеты, так заполонивший сегодняшний день.