Зрителям Контакты

Песенных дел мастерица.

12.09.2012 г.

Мое знакомство с Софией Оськиной было заочным. Однажды на одном из концертов во Дворце пионеров я услышала  выступление хора мальчиков «Пеллерво». И поразилась тому, как необыкновенно звучали мальчишечьи голоса. Они устремлялись ввысь, разливались по залу и, соединяясь  вместе, рождали  необыкновенно звонкий чистый звук,   завораживающий своей красотой. Тому, как ладно сливались они в один, поражались в ту пору  многие. Звучание этого хора отличалось от многих, только сейчас я узнала, что мальчишечьи голоса  называли «серебряными колокольчиками». Руководила  хором  София Павловна Оськина. За ее плечами к тому времени были и  фронтовые бригады,  и работа в  ансамбле «Кантеле»,  и  создание  вокальной группы «Айно». В ту пору она была   уже состоявшейся артисткой-вокалисткой и. дирижером-хоровиком. Ее хор «Пеллерво» был известен в России, а в Карелии оказался единственным. Композитор Андрей Петров специально приезжал в республику, чтоб услышать звучание своего произведения  «Сотворение мира»  в исполнении симфонического оркестра Карельской госфилармонии и хора мальчиков «Пеллерво». Этот коллектив на равных состязался на песенных конкурсах с именитыми соперниками из Москвы и Ленинграда. 

   Детство у Сони было трудным. У девчонки, которая с детства мечтала стать артисткой, было всего одно платье. Ей приходилось ждать, пока оно высохнет после стирки, чтоб отправиться на прогулку. Девчонкой она пережила  тяжелые годы репрессий, которые молохом прошли по ее судьбе. Когда Соне было лет 13, ее маму  – обычную доярку арестовали. Ее обвинили в восхвалении царского режима и дали тюремный срок. Больше свою мать она не увидела никогда. Девочка, по сути, оказалась  сиротой. В ее памяти навсегда осталось, как она  носила маме в страшное  тюремное здание  теплые носочки.

    Так что устраиваться в жизни пришлось самой. Поступила в серпуховской текстильный техникум в ткацком крае. А только закончила его, как  началась война. И Соня со своей подругой Лидой решили пойти на фронт. Воевать их не пустили, зато взяли в полевой эвакопункт. Сюда привозили раненых прямо из окопов. И она видела, как кричали от боли  солдаты, как умирали от ран, как  моментально промокали от крови бинты. И чтоб как-то поддержать  раненых, она пела. Пела им про дом, про родных, которые ждут их возвращения, пела про родные просторы, про пшеничные поля и  зеленые луга. Петь Соня любила и делала это с удовольствием. Однажды  какой-то генерал, что услышал ее выступление перед бойцами, посодействовал поступлению в экспериментальную студию при Большом театре.

     Сначала Соня занималась в этой студии, где  обучали многим дисциплинам -  и актерскому мастерству, и танцу, и правильному сценическому произношению. Кстати, здесь первым партнером в танцах у Софии Оськиной был известный актер театра и кино  Евгений Леонов. Много лет спустя они встретились вновь в петрозаводском Доме офицеров. Леонов - уже известный актер, за плечами которого были многие фильмы, а она - хормейстер  «Кантеле». Но друг для друга по-прежнему оставались Соней и Женей.

    Именно в студии при Большом театре она взяла свои главные уроки певческого мастерства, которые так пригодились ей в дальнейшей творческой работе. Ее учителями были известные  в ту  пору   тенора Большого театра М.И. Новоженин и С.Н. Стрельцов. В пении очень важно не только владеть голосом, но и уметь хорошо слышать его. Это умение она потом совершенствовала всю жизнь, потому что была невероятно требовательна к себе. Умение слышать голос ей помогло не раз - и при создании группы «Айно», и при отборе мальчиков для хора «Пеллерво». Училась она мастерству у известного в ту пору профессора Константина Ольхова, одного из ведущих хоровиков Питерской консерватории. А одновременно  продолжала заниматься  у певицы В.И. Павловской-Боровик, которой довелось петь  с великим Карузо.  Это были годы учебы в Ленинградском музыкальном училище при консерватории имени Римского-Корсакова по специальности «дирижер хора».

   Все эти навыки и умения, приобретенные в молодости, помогли стать Оськиной одним из самых уважаемых  хоровиков Карелии. Каждый, кто слушал созданные ею  коллективы,  всякий раз отмечал то мастерство, с которым она ставила звук у своего хора. Делала она  это просто виртуозно - так, что  звучание ее коллектива было особенным, тембр  звучания по-своему уникальным и неповторимым. Это было ее собственный  стиль.

    Недаром говорят, что талантливый человек  талантлив во всем. Ее отличал природный хороший слух, а талант был многогранен. Ей довелось поработать вместе с легендарным Аркадием Райкиным в качестве драматической актрисы. В перерывах его выступлений она пела  русские народные песни и всегда собирала горячие  аплодисменты. Хотя она окончила музыкальное  училище как хоровик, но начала работать  солисткой Карельской филармонии  вместе с С.Рикка и Л.Тепонен.

   В начале 50-ых    при ансамбле «Кантеле» была создана  вокальная  группа.  И уже  в самом начале  она стала лауреатом декады карельского искусства, которая проходила в Москве. Девушек для группы  София Оськина подбирала сама -  объехала немало карельских деревень, чтоб отыскать  талантливых  девушек с хорошими вокальными данными, которых  она и звала в свою группу. Предложение для деревенских было весьма лестным. Ведь звали стать  артисткой в столице республики! И девушки, которые  порой не видели ничего, кроме своей деревни и скотного двора, становились певицами. Постановкой голоса и вокалом у них занималась София Оськина. При этом она  старалась сохранить их индивидуальность и самобытность звучания их народных голосов. Оськина  прекрасно понимала, как трудно девушкам было привыкать к городской жизни, ведь сама  прошла через самую что ни есть  рабочую профессию. В молодости  ей довелось поработать на ткацкой фабрике. А до  прихода в «Кантеле»  создала при петрозаводской пимокатной артели женский хор, было в Карелии когда-то и такое производство, которое потом стало фабрикой валяной  обуви.  Ансамблю «Кантеле» она отдала  17 лет жизни. Это были  17 лет беззаветного служения песне!

   Она и сама много училась. Изучала карельские, вепсские, финские песни. Потом завязала дружбу с хорами  республики, композиторами, которые стали писать песни для «Айно», делали обработки народных песен. И со временем  группа «Айно» стала своеобразной лабораторией народной песни. У коллектива одно за другим появлялись высокие звания -  заслуженный коллектив КАССР, дипломант Всероссийского конкурса артистов эстрады. Сын С.П. Оськиной  – Андрей Александрович  называет мне  имена первых солисток «Айно» - тетя Дуся, потом поправляется - Евдокия Игнатьева, Лилия Амозова. И я понимаю, что «Айно « прочно вошло в жизнь и стало частью судьбы не только для самой  Оськиной, но и для ее семьи, ее сына, который тоже  пошел по стопам матери, учился хоровому пению в Ленинградской хоровой капелле имени М.И. Глинки, а сейчас преподает в музыкальном колледже Петрозаводска. А  ее внучка закончила Петрозаводскую консерваторию имени А.К. Глазунова и пробует свои силы на поприще композиции.

    София Оськина - специалист уникальный, она умела так поставить голоса, что слушавшие  бывших солисток «Айно», отмечали, что  даже на восьмом десятке их пение звучало   звонко  и красиво. Глубокий и чистый звук всегда отличал группу «Айно». Сначала Оськина только собирала народные песни, а потом и сама стала делать их обработки для «Айно».

    Известный кантелист Максим Гаврилов позже   написал  в своей книге «Под музыку северных рун»:  «Трудно даже представить себе концерты ансамбля "Кантеле" без народной вокальной группы! Песни звонкоголосой "Айно" звучали в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, Мурманске и Вологде, в республике Коми, на Урале и в Сибири, в братских республиках Средней Азии и в Прибалтике. Наши девушки представляли карельскую молодежь на Всемирном фестивале в Варшаве, пели в Финляндии и ГДР. Их песни не раз передавались по республиканскому и московскому радио, по телевидению..." Кстати,   имя Айно  у  вокальной  группы появилось  только в 60-е годы. Назвали ее  именем  героини  карело-финского эпоса «Калевала» – самого  женственного  и поэтичного  образа эпоса,  символа молодости и красоты.

   Энергичность   отличала ее всегда. Кроме  «Пеллерво», она  создала  народную вокальную группу при ДК ОТЗ, а лебединой песней  стал хор  «Северные колокола», в котором были исполнители такого же почтенного возраста, как и она сама, здесь София Павловна несколько лет проработала художественным руководителем.

    Недаром говорят, что большое видится на расстоянии. И сегодня, когда Оськиной нет  с нами уже 10 лет, понимаешь,  почему  таким ярким остался след человека, почему  так много удалось ей сделать. Она всю жизнь занималась делом, которое беззаветно любила. Она постоянно совершенствовалась в  хоровом песенном мастерстве, никогда не останавливалась и шла к новым высотам. С уверенностью можно сказать, что ей удалось создать свою методику обучения хоровому пению, она была сильна и  как хоровик, и как преподаватель. Эта преподавательская жилка позволяла ей покорять мальчишечьи сердца, ведь хор - это не только прекрасное исполнительское мастерство его воспитанников, но и огромный труд по воспитанию бережного отношения к песне и вечным жизненным ценностям. Говорили, что она могла много времени проводить с мальчишками, рассказывая им,  казалось бы, о посторонних вещах,  не относящихся к искусству  пения, но бесконечно важных для воспитания и становления личности человека. Именно поэтому  Оськину ее воспитанники помнят всю жизнь и с теплом вспоминают те годы обучения в хоре.  Сейчас популярный  хоровой фестиваль «Виват, мальчишки!», проходящий в Петрозаводске уже на протяжении десяти лет,  носит имя Софии Павловны Оськиной.  

   Софии  Павловне были присвоены при жизни звания заслуженной артистки Карелии и заслуженного  работника культуры РСФСР. Званий у Оськиной было немало, но она им не придавала особого значения, потому что главным   всегда  была только  песня. И сегодня вокальная группа «Айно» - один из самых популярных  профессиональных коллективов республики. Чистота, необыкновенная лиричность звучания, бережное отношение к народному слову, близость к национальному песенному фольклору, делает группу  украшением творческого коллектива “Кантеле”.

                                                                                                           Юлия Иванова