Зрителям Контакты

«Петь как дышать»

21.09.2015 г.

 

В карельском поселке Кайдозеро, которого уже нет на карте Суоярвского района, в многодетной семье родилась девочка Таня, которую сегодня все знают как заслуженную артистку Республики Карелия, солистку Ансамбля «Кантеле» Татьяну Перонь.

Судьба Татьяны яркий пример того, что называют призванием. Времени специально заниматься вокалом или музыкой у Татьяны в детстве не было: в семье она третья по старшинству из восьми детей, но постоянно петь для нее было так же естественно, как дышать:

– Дел по дому и с младшими всегда было много, и я всегда пела: по дороге куда-нибудь, за любой работой, на отдыхе. Мама говорит, что я петь стала с года, а на сцене – с 8 лет. Могла петь час-два, когда младших укачивала. Они долго не засыпали, потому что, я не знала, что, убаюкивая, петь надо было тихо, а я любила громко, – улыбаясь, вспоминает Татьяна. – Самые счастливые минуты были, когда в пустом классе можно было петь во все горло. Мы все жили в одной детской, там всякое бывало. Пока я пела, а сестра Галя аккомпанировала на баяне, кто-нибудь из младших портил наши школьные тетради. А вечерами, когда все спать ложились, я пела, а брат с сестрой танцевали. Сестра стала хореографом, брат учителем физкультуры, а я – солистка Ансамбля «Кантеле».

С 8 лет Таня пела соло на сцене, выигрывала вокальные конкурсы. Потом семья переехала в поселок Лахколампи, куда ее отец устроился на работу в леспромхоз. Там Татьяна тоже пела на всех праздниках:

– Мы давали концерты в Кайдозеро, причем – без аккомпанемента, хорошо помню, как пела «Любите Россию», наверное, потому что это была первая серьезная песня, которую я исполнила на большой сцене, – рассказывает Татьяна. – Соседки на концертах плакали, говорили маме, что я буду артисткой. Мамочка – Мария Афанасьевна – труженица! У нее нас – детей было восемь, но она всегда работала, была библиотекарем, бухгалтером-ревизором, и дома всегда было чисто, и успевала всех нас контролировать, особенно учебу, была очень строгой. Много внимания уделяла развитию личности своих детей, – мы занимались в разных кружках. И меня всегда поддерживала, когда приходила с работы уставшая, говорила: «Всем тихо, пой, Таня!». Когда директор суоярвской музыкальной школы сказал, что мне надо учиться петь, мама записала меня во взрослый хор и, чтобы меня заинтересовать, сама пошла вместе со мной. Меня всегда звали запевать, а я стеснялась, потому что была самая маленькая. Потом привыкла и часто пела с нашим баянистом. Все советские песни помню – и лирические и патриотические, все, что звучало в теле- и радио-эфире. Моей любимой была песня «Гляжу в озера синие». Пела «Сапожки русские», «Клен», «Я служу на границе», «Любите Россию», «Стою на полустаночке», «Серебряные свадьбы», всех не перечислить, очень много было хороших песен…Две из них и сейчас в моем репертуаре «Поговори со мною, мама» и «Я люблю тебя, Россия!»

После 8 класса Татьяна поехала в петрозаводское музучилище поступать на вокальное отделение, и очень обрадовалась, выяснив, что принимают только после 10 класса. Она думала о том, как маме будет тяжело без ее помощи, как она будет скучать по родным, по младшим братьям и сестрам, и всей душой рвалась домой. После 10 класса Татьяна решилась все-таки оставить родное гнездо и поступила в Культпросветучилище на дирижерско-хоровое отделение, легко сдав все экзамены на «отлично».

Жизнь в училище была насыщенной, Татьяна хорошо училась и пела на всех мероприятиях, в том числе и городских. Благодаря дирижерско-хоровому, научилась играть на баяне и фортепиано, хорошо шло дирижирование. Большое будущее прочила Татьяне педагог по вокалу Нина Михайловна Савельева и не ошиблась. Еще при поступлении среди членов приемной комиссии оказался хормейстер Ансамбля «Кантеле» Олег Уланов, который, конечно, заметил талантливую и красивую девушку.

– Он даже мою фамилию запомнил: иногда мы встречались случайно в городе, и он всегда говорил: «Здравствуйте, Перонь», – удивляется Татьяна. –А на выпускных экзаменах сразу сказал, что ждет меня в «Кантеле».

Так и попала Татьяна сразу после училища в 1979 году в «Кантеле» артисткой хора, и по сей день это место работы – единственное в ее трудовой биографии. С первых дней Татьяна вошла в солирующую группу хора. А после того, как в 1990 году Хоровая капелла Ансамбля «Кантеле» была распущена, и освобожденными солистами ансамбля остались Лео Севец, Татьяна Перонь и Валентина Лашина, Татьяна больше 10-ти лет выступала с ансамблем в качестве солистки, пела в основном карельские баллады и финские народные песни, многие из которых и сегодня в ее репертуаре.

– Спустя 4 года после моего прихода в Кантеле дирижер Лев Косинский и хормейстер Наталья Стангрит убедили меня в том, что я должна учиться дальше в Ленинграде. А мне очень нравилось в Ансамбле «Кантеле», – я и в хоре пела, и солировала, и в коллективе были прекрасные взаимоотношения, было много интересных гастролей, в общем – опять не хотелось мне уезжать из родного дома, который теперь у нас правильно называется – Дом Кантеле. Однако я все-таки приехала в Ленинград и отправилась сдавать документы. Как часто бывает, мне не хватило какой-то справки, и я совершенно счастливая, что нашла причину вернуться, уехала в Петрозаводск, где поступила в Консерваторию на вокальное отделение. Это для меня тоже был определенный этап. Я хотела не только повысить свой профессиональный уровень, но и убедиться в том, что поступлю, что смогу учиться.

Через полтора года учебы стало ясно, что совмещать бурную гастрольную деятельность и учебу не представляется возможным, и Татьяна снова сделала выбор в пользу Ансамбля «Кантеле».

– Мы не успевали разбирать чемоданы: 2-3 недели в Петрозаводске, месяц-два – на гастролях. Но было очень интересно, жили дружно, трудностей не боялись, всегда была прекрасная творческая атмосфера, в ансамбле сбывались творческие мечты, – говорит Татьяна. – Мне всегда был особо близок жанр баллады, хотелось, чтобы они были в моем репертуаре, и уже в 1984 году мечта сбылась – мне предложили спеть первую балладу «Мать и сын». Вообще всегда хотелось исполнять что-то новое, более сложное, пробовать свои возможности, расти профессионально, и одним из таких этапов для меня стало исполнение вокализов. Сначала Лев Косинский предложил мне вокализ на музыку Чайковского из цикла «Времена года». А в 1985 году я исполнила вокализ А.С.Белобородова в новой программе «Руны Калевалы», поставленной легендарной Виолой Мальми.

– Часто спрашивали: «Таня, ты, наверное, не местная – кареглазая, темноволосая?». А я мало о себе рассказывала, любила быть загадочной и быстро подхватила идею о том, что я приехала издалека, в деталях уже не помню, что фантазировала, но приехала я как будто из Сочи. И вот однажды, в череде гастролей мы оказались в Суоярви, где моя легенда рассыпалась прямо на центральной площади, – на городской Доске Почета красовалась большая фотография моего отца – передовика, ударника производства, награжденного многочисленными орденами и медалями Тадия Иосифовича Перонь. Кроме редкого имени и фамилии, конечно, бросалось в глаза и внешнее сходство с папой, пришлось сказать, что родители буквально на днях переехали из Сочи в Карелию, поближе ко мне. Вот тогда я и задумалась – зачем эта легенда про Сочи: ведь я уже не была маленькой девочкой, я всегда любила свой край, гордилась родителями, получила образование, занималась любимым делом и в полной мере ощутила свою принадлежность к национальной культуре Карелии, ее ценностям, традициям.

Слушатели часто интересуются, откуда у Татьяны такое прекрасное произношение и чувство языка и кто она по национальности, на самом деле.

– Трудно сказать – загадочно улыбается певица. – Много во мне переплелось разных национальностей: карелы, русские, венгры, поляки, белорусы. А в поселке, где я родилась, основным населением были финны и карелы, я выросла в языковой среде, мне все это очень близко и понятно.

Татьяна Перонь создала своим творчеством богатый и очень привлекательный сценический образ, еще один в истории ансамбля после Сиркки Рикка, Милицы Кубли, Люции Теппонен – неповторимый, колоритный, запоминающийся. Этот образ, в обрамлении оригинальных сценических костюмов, свеж, ярок, полон романтического драматизма. Это новый, современный образ финно-угорской профессиональной певицы, деятельность которой вплетается не только в судьбу именитого коллектива, но и в судьбу профессионального национального финно-угорского искусства Карелии.

Годом официального признания заслуг солистки Ансамбля «Кантеле» стал юбилейный для ансамбля 2001-й. В год 65-летия «Кантеле» Татьяне Перонь, проработавшей в коллективе более 20 лет, было присвоено звание Заслуженной артистки Карелии. И, конечно, эта награда стала стимулом для дальнейшей работы, поиска, напрямую связанного с творчеством Ансамбля «Кантеле». В 2003 году в программе «Отзвуки заонежских ярмарок» Татьяной был создан яркий сценический образ цыганки – новый национальный характер, где певица впервые спела песню на цыганском языке «На-нэ цоха» («Подари, отец, мне юбку»). В 2004 году в репертуаре ансамбля и Татьяны Перонь появилась фолк-рок-баллада «Яков и Мария» (баллада Суоярвского района Карелии в аранжировке Вячеслава Иванова). «Одно из моих любимых – самых ярких в моем репертуаре драматических произведений, сложное в эмоциональном плане, очень интересное, необычное с музыкальной точки зрения» – считает певица.

В 2007 годуТатьяна впервые предстала перед слушателями не только как исполнительница национального репертуара ансамбля, но и романсов, популярных песен советской эстрады. Это была ее первая сольная программа «Песенная радуга».

– Таня была одной из первых, чей личный потенциал захотелось раскрыть. На сцене она просто – царица, ее глубокое драматическое нутро позволяет передать голосом очень многое,– считает главный хормейстер ансамбля – Заслуженный работник культуры России и Карелии Марина Устинова. – Это была первая в ее жизни сольная программа, в которой было много премьерных номеров и целый час работы на сцене без передышки. Она дала возможность Татьяне больше выразить себя и выше оценить уровень своих исполнительских возможностей.

В 2010 году к юбилею певицы появилась вторая программа «Татьянин день», в которой Татьяна Перонь показала себя как исполнительница современных песен, и популярными стали новые произведения «Попурри на темы песен о любви» (аранж. В.Иванов) и песня «Останусь» из репертуара группы «Город 312», известная по фильму «Ночной дозор».

Заслуженный коллектив Республики Карелия – Вокальная группа «Айно» Ансамбля «Кантеле», в составе которой сегодня работает Татьяна Перонь, в 2010 году представил новую программу «Песни Айно». Эта программа – музыкальный экскурс в историю становления вокальной группы, она была подготовленак 90-летию хормейстера, основателя и первого руководителя Айнушек – заслуженного работника культуры России, заслуженной артистки Карелии Софьи Оськиной.

– Это тоже определенный этап осознания пути, пройденного нашими предшественниками, нами, всем коллективом, главная задача которого сохранять и развивать национальную культуру, – считает Татьяна Перонь, – Мы исполняем многие произведения из нашего золотого фонда, я пою финскую народную песню «Лесные цветы» и карельскую народную песню «Мир ждал новолуния». В программе «Пой, Кантеле, Победу! Гастроли длиной в войну» я спела песню из репертуара Сиркки Рикка «Tula-tulalla» – ее Ансамбль «Кантеле» исполнял в годы войны на передовой.

За большой вклад в сохранение и развитие национальной культуры Карелии Татьяна Перонь в 2010 году была награждена Почетной грамотой министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия. «Лирико-драматическое сопрано Татьяны Перонь, являясь мощным, красивым и тембрально очень насыщенным, соединяется с незаурядной работой певицы в сфере лингвистики, т.е. в пении карело- и финноязычных текстов», – отмечает музыковед, заслуженный деятель искусств Республики Карелия Ирина Семакова. – «Ее личные многочисленные находки в вокальной фонетике представляют в настоящее время и глубокий научный интерес для музыковедов, лингвистов, а так же практиков – хормейстеров, вокалистов, работающих с молодежью в учебных заведениях и с певцами-любителями».

2011 год ознаменовался для певицы записью первого сольного альбома и выходом первой совместной программы очень разноплановых солисток ансамбля Ирины Поповой и Татьяны Перонь «Ваши любимые песни».

– Было необыкновенно интересно, – вспоминает Татьяна, – мы с Ириной очень дополняли друг друга, а главное – слушателям понравилось.

Последние программы ансамбля: «K@ntele-style» и «Карельские антифоны» были ориентированы на современную и молодежную аудиторию. Этой непростой задаче соответствовали и произведения, которые исполняла Татьяна Перонь. Для «K@ntele-style» она подготовила новую песню«Taivahien pakkumas», взятую из репертуарабританской певицы и композитора Адель «Skyfool» и переведенную на карельский язык Еленой Мигуновой. А в «Карельских антифонах» – песня «Мир ждал новолуния» прозвучала в новой оркестровке, – певица исполнила ее с академическим хором и симфоническим оркестром.

Говорят: где родился, там и пригодился. Удачно и счастливо сложилась не только творческая судьба певицы. Несмотря на занятость в программах ансамбля и бурную гастрольную деятельность, Татьяна вырастила и воспитала прекрасного сына Святослава. И сегодня, как и прежде, жизнь Татьяны Перонь посвящена музыке, как и прежде, она хочет дарить людям песни, вновь и вновь выходить к любимым зрителям. Свою жизнь она навсегда связала с Ансамблем «Кантеле». Именно поэтому юбилейный 80-й сезон коллектив откроет 21 сентября в Музыкальном театре Карелии творческим вечером заслуженной артистки Карелии Татьяны Перонь.