Зрителям Контакты

Рецензия на Художественную программу "Карельские антифоны"

10.12.2014 г.

3 декабря состоялась премьера программы «Карельские антифоны», которая получила высокую оценку слушателей, музыкантов и музыковедов. Предлагаем вашему вниманию один из профессиональных отзывов о программе – рецензию музыковеда Татьяны Кончаковой:

3 декабря в Музыкальном театре прошла премьера новой программы ансамбля «Кантеле» под названием «Карельские антифоны». Совместный проект Ансамбля «Кантеле» и Петрозаводской консерватории, автором идеи и организатором которого стал коллектив ансамбля, превратился в грандиозное шоу, шедшее на одном дыхании в течение полутора часов под крики «Браво!» восхищённой и оглушённой – нет, не излишними децибелами, а ощущением величия и красоты происходящего на сцене – публики. Действительно, идея соединения двух великих музыкальных культур – фольклора и классики – в одно целое дала эффект «геометрической прогрессии» в воздействии на слушателя – грандиозный напор позитивной энергии, исходящей со сцены, ощущался почти физически. Но давайте по порядку…

Для меня всё началось с афиши, которая озадачила и заинтриговала. «Карельские антифоны» – что это такое? Так, антифоны, антифоны… Да это же перекличка двух хоров ещё в древнегреческой трагедии, а позднее – песнопение, исполняемое поочерёдно двумя хорами или солистом и хором… Да, в этом концерте антифоны получились, и именно карельские, так как за исключением двух произведений – хора «Финляндия» Я.Сибелиуса и «Haring Øl» норвежского композитора Г.Твейта звучала карельская музыка – народная и профессиональная, старая и новая, светская и духовная, эпическая и лирическая, в чистых тембрах кантеле или народных голосов и в смешанных – академического хора или симфонического оркестра. Эти тембры не только чередовались, но иногда смешивались, дополняя друг друга, создавая грандиозное звучание, например, в карельской народной песне «Мир ждал новолуния», в исполнении которой участвовали солистка ансамбля «Кантеле» Татьяна Перонь, хор консерватории и два оркестра. Результат – сильнейшее впечатление: сначала – простое любование красотой и плавностью народной мелодии и голосом солистки, затем всё возрастающее восхищение и – вдруг проснувшаяся в сердце любовь к нашей северной песне. Духовный стих, особенно в звучании мужского хора, своей суровой аскетичной красотой чистил душу от всего наносного, лишнего, невысокого. Подлинными же антифонами, «солью» программы стало исполнение вепсской народной песни «Росынька» в обработке С. Легкова: перекличка двух хоров – народного и академического, а затем и их объединение в одно мощное звучание заставило пройти уже описанный путь, да так и остаться на этой высокой ноте любви и восхищения до конца программы, добавляя всё новые грани восторга от происходящего на ваших глазах чуда. Конечно, это нужно услышать и пережить самому… Но вернёмся к концерту.

Перекличкой с древней, «досельной» народной песней по принципу контраста прозвучали в концерте произведения наших современных карельских композиторов: Александра Белобородова, Альбина Репникова, Игоря Субботина, отличающиеся более острым, жёстким музыкальным языком, интересными находками в области мелодики и гармонии (оратория «Песнь о ливах» А. Белобородова), гармонии и ритма («Петровская сторона» И. Субботина), неожиданным сочетанием оркестрового звучания с кантеле и с соло отдельных голосов из хора («Концерт для 2-х кантеле» А. Репникова). Но «звездой» концерта стал, несомненно, Вячеслав Иванов – художественный руководитель ансамбля «Кантеле», автор более 200 инструментальных и хоровых обработок, аранжировок, оркестровок и аккомпанементов для ансамбля «Кантеле», а также – собственных сочинений, два из которых (приветственная песнь «Карелии» и гимн «Terveh Karial») обрамляли концерт, придав ему стройность и логическую завершённость. Кроме этого, ещё 6 номеров концерта были связаны с его именем в уже упомянутом ранее амплуа.

Музыка молодых композиторов – Ирины Шишкановой («Куда плывут облака») и Андрея Теппера («Сказка о сказке») – заставляет говорить о перекличке (антифонах) со всей остальной музыкой, прозвучавшей в концерте также по принципу контраста: эта музыка не связана ни с фольклором, ни с современностью, это – музыка отдыха, когда слух и душа не «трудятся» над какими-то ассоциациями и прочее, а безмятежно «витают в облаках» или мечтательно устремляются в сказочную страну вслед за светлыми музыкальными фантазиями молодого автора, кстати, иногда очень интересными. Впрочем, свою грань в «калейдоскоп» концерта они внесли, несомненно, найдя своих благодарных слушателей.

Художественный облик концерта складывался и привлечением зрительного ряда (вертикально движущиеся в глубине сцены белые панно то и дело оживали фотографиями картин природы или живописных полотен карельских художников – жаль, что технически это было несовершенно), а также пластики (участие артистов балета Ансамбля «Кантеле») и литературного сопровождения, а «бегущая строка» с названиями звучащих произведений, сэкономила много времени, сделав концерт спокойно-насыщенным. Красота и величие народных мелодий заставили пережить волнующие минуты любви и гордости за свой северный край и ощущение своей глубинной причастности к его музыкальной культуре, а высокий профессионализм исполнительских коллективов с обеих сторон и талант солистов сделали этот концерт ярким и незабываемым событием в культурной жизни нашего города, событием, которое хочется повторить.

Татьяна Кончакова, музыковед, преподаватель

Петрозаводского музыкального колледжа

им. К.Э.Раутио