Зрителям Контакты

Так вот ты какой, артист карельский

30.05.2012 г.

31 мая работники культуры Республики Карелия отмечают свой профессиональный праздник. В этот день хочется об этих работниках вспомнить. Кто отмечает этот праздник, и кто отмечал его раньше? И, самое главное, как мы сегодня понимаем культуру Карелии? Как то самое доброе-разумное-вечное или как периферийную и угасающую отрасль?

Состояние культурной сферы того или иного региона нашей страны всегда играет роль своего рода маркера – маркера культурного уровня и благосостояния как населения, так, разумеется, и местной власти. Сфера культуры, как и само её понятие, широка и неоднородна. Она вмещает библиотеки и архивы, театры и музеи, концертные и выставочные залы, кино и эстраду. Потому звание работника культуры объединяет множество людей разных профессий, но самые публичные и заметные из них – артисты – люди искусства.

Сегодня академические виды культуры и искусства постепенно вытесняются массовыми, и Карелия в данном случае – не исключение. Многие из нас ходят в кино, но лишь единицы могут похвастаться знанием театрального репертуара. Каждый слушает музыку дома и в автомобиле, пополняет плейлист на своей страничке в контакте, но в концертных залах с каждым годом всё больше свободных мест. В относительно выгодных условиях находятся гастролёры – звёзды эстрады и театральных подмостков. Билеты на их выступления раскупаются заранее, несмотря на довольно высокую цену.

Этой весной в Петрозаводск приезжал Маэстро Гергиев, который устроил из генеральной репетиции концерта своего оркестра мастер-класс для студентов и педагогов консерватории. Учитывая, что в партере Музыкального театра мест для желающих увидеть репетицию не хватило, можно смело утверждать, что этих самых желающих оказалось не менее трёхсот. И это были только музыканты-профессионалы.

Не так давно в одном из своих интервью один высокопоставленный представитель (теперь уже экс-представитель) местного самоуправления сообщил, что содержание собственного музыкального театра для Республики – слишком большая роскошь. На эти же средства мы можем приглашать сюда артистов крупнейших мировых сцен. Но поставят ли они пьесу по «Калевале», споют ли карельскую песню, наденут ли вепсский костюм? Сумеют ли они стать нашими?

Здесь мы сталкиваемся с актуальной для многих регионов проблемой провинциальной культуры, и, как в России повелось, проблемы здесь две – кадровая и финансовая. Ответы на многие вопросы современности способна дать история. К ней и обратимся.

Имя, которое у всех на устах

Афиша "Кантеле", 1967Один из эпизодов истории национальной культуры Карелии кажется мне показательным с точки зрения положения карельского артиста. В этом году исполнится 100 лет со дня рождения певицы Сиркки Рикка, которая начала свою карьеру в ансамбле «Кантеле», а продолжила в Карельской филармонии. 7 июля в Доме Кантеле состоится концерт памяти Сиркки Андреевны и откроется выставка, посвящённая её юбилею. За материалами для выставки и воспоминаниями о певице сотрудники ансамбля «Кантеле» обратились к жителям Петрозаводска. Как человек, который был причастен к этому процессу, могу с уверенностью сказать: Сиркку Рикку в своё время знал весь город. Стоит произнести её имя, как люди старшего поколения тут же с готовностью отвечают: «Да-да, помню, конечно. Какой голос!». Моя бабушка – ей сейчас 83 года – до сих пор помнит (и может напеть!) песню о весёлом пастушке, мама с детства узнавала голос певицы по радио, бывшая коллега в юности ходила на её концерты в филармонию. А вот двадцатилетним имя Сиркка Рикка почти незнакомо, хотя многие слышали о певице от родителей и их родителей. Это неудивительно – с 1970-х гг. Сиркка Андреевна практически не выступала, её сольные пластинки вышли в 1980-е гг. и, насколько мне известно, не переиздавались на современных аудио носителях. Этот опыт стал интересен мне по другой причине. Понимая, насколько известна была Сиркка Рикка в самых разных кругах жителей Петрозаводска, невольно задаёшься вопросом: а может ли сегодня хоть один артист нашей республики похвастаться такой популярностью? Можно думать, что такие как Сиркка Рикка рождаются раз в сто лет, да и время другое, и выбор у сегодняшней потенциальной публики гораздо шире, чем 40 лет назад. Но свобода выбора – это ведь, как мы знаем, вещь относительная. Основная масса людей видит и слышит то, что говорят и показывают. А много ли у нас говорят и пишут о местной культуре, часто ли показывают по телевизору выступления артистов? Да, пишут, да, показывают, но достаточно ли этого? И, положа руку на сердце, многие ли из нас способны с гордостью и уверенностью рассказывать о том, какие замечательные у нас есть артисты?

Мы ищем таланты!

К слову сказать, начиная свою сценическую карьеру, Сиркка Рикка даже не имела профессионального образования. Сегодня в Петрозаводске есть Музыкальный колледж и Колледж культуры, Консерватория, где открыта Кафедра актёрского мастерства. Но ведь с чего-то всё начиналось и пример «Кантеле» в этом смысле показателен. На рубеже 1920-х–1930-х гг. в Карелии развернулось активное культурное строительство. Для развития музыкальной сферы сюда распределяли и вербовали музыкантов из разных уголков мира. Среди них был Леопольд Яковлевич Теплицкий – выпускник Ленинградской консерватории, талантливый композитор и дирижёр, который до появления в Петрозаводске провёл три тяжёлых года на принудительных работах по строительству Беломоро-Балтийского канала за увлечение джазом. Другим отцом-основателем профессиональной музыкальной традиции Карелии стал Карл Эрикович Раутио – американский финн, композитор, выпускник музыкального факультета Калифорнийского университета. Сиркка Рикка – этническая финка – тоже приехала в Карелию по вербовке из США и пришла в ансамбль «Кантеле» в 1939 г. К этому времени ансамбль существовал уже три года и быстро набирал популярность. Первый состав коллектива (1936) насчитывал около десяти артистов, а к 1940 г. их стало уже 25. Поскольку тогда в городе не было профессиональных музыкальных учебных заведений, основатель «Кантеле» – Виктор Гудков – сам разыскивал по всей Карелии талантливых молодых людей. Эту работу он начал в первой половине 1930-х годов, организовав в Петрозаводске несколько групп кантелистов. Гудков овладел игрой на кантеле самостоятельно и передал свои умения ученикам. Он отчасти повторил путь Василия Андреева – организатора первого оркестра русских народных инструментов. История, как известно, началась с основанного Андреевым «Кружка любителей игры на балалайках», к которым со временем он присоединил домры, гусли, духовые и ударные инструменты. Так родился Великорусский оркестр. Но карельский оркестр кантеле ждала иная судьба. Было принято решение развить его до ансамбля национальной музыки, песни и танца. Едва участники оркестра Гудкова освоили нотную грамоту и основы исполнительства на кантеле, они тут же начали оттачивать певческое и танцевальное мастерство. Многие из них были выходцами из карельских деревень, где с детства слышали народные песни, знали танцевальные традиции. Такими были Наталья Кондратьева (Тарасова), которая до прихода в ансамбль работала в художественной агитбригаде, и Максим Гаврилов, ставший одним из наиболее известных в Карелии музыкантов. На концертах ансамбля они выступали и в качестве кантелистов, и как танцовщики, и как участники вокальных групп. Первыми руководителями танцевальной группы ансамбля стали Василий Кононов и Хельми Мальми, которые тоже были с юности знакомы с традициями народов республики. Василий Кононов считается в настоящее время основателем вепсской хореографии, а Хельми Мальми – финской и карельской.

Многие талантливые артисты, которые пришли в ансамбль в годы Великой отечественной войны, уже имели сценический опыт. Среди них – певицы Люция Теппонен и Милица Кубли, танцовщица Эльза Баландис и многие другие.

В начале 1950-х годов в «Кантеле» появилась вокальная группа. Возглавила её Софья Павловна Оськина, окончившая музыкальное училище при Ленинградской консерватории по специальности «Дирижёр-хормейстер». И вновь – поиски талантливых карельских вокалисток: Софья Оськина сама ездила по деревням, слушала пение девушек и приглашала лучших из них в вокальную группу ансамбля «Кантеле».

Выходит, что сначала в Карелии практически не было профессиональных артистов. Но и тех, как принято говорить, «самородков» знали все. Знали и с нетерпением ждали их выступлений.

Строили, строили и, наконец, построили

Потом таланты сами стали находить «Кантеле». Часто ветераны вспоминают, что с детства мечтали попасть в ансамбль и, едва окончив музыкальное училище, становились артистами. Профессионализм коллектива рос вместе с его признанием. Артисты действительно работали на износ, месяцами гастролировали, жили в жутких условиях, выступали, где придётся, и всё ради любимого коллектива.

В конце 1980-х ансамбль взял новый курс: избавление от пережитков советской эпохи и возрождение древних жанров. В «Кантеле» приходили артисты с потрясающей энергетикой, профессионалы и самоучки по-настоящему влюблённые в своё дело. Например, в конце 1980-х худруком ансамбля стал Генрих Туровский, который к тому времени уже создал университетский фолк-коллектив «Тойве». Некоторые артисты пошли дальше своим путём, создав собственные музыкальные проекты, в числе которых “Mull?rit”, “Skylark”.

Культуру – в массы!

В советское время страна стремилась всех «догнать и перегнать!», в постсоветское – избавиться от мифологии соцреализма и отломить свой кусок от пирога прав и свобод. Сегодня ситуация иная. Так чего мы хотим сейчас, за что и во имя чего (глагол каждый подберёт сам)? Наверное, мы хотим найти и / или не потерять себя, но пока не умеем за себя постоять. Боимся хвалить своё, боимся любить открыто.

Конечно, условия, в которых работают многие современные артисты Карелии, их предшественникам даже не снились. Капитальный ремонт Музыкального и Национального театров (пока, к сожалению, строительство магазинов в нашем городе считается более важным, чем обеспечение других работников театра Карелии собственным зданием) и, конечно, реконструкция Дома Кантеле. Последнее, на мой взгляд, можно считать большой победой, поскольку ансамбль «Кантеле» в силу специфики своей деятельности всегда занимал несколько маргинальное положение среди театров, музеев и прочих более «сетевых» учреждений культуры. Условия созданы, средства выделены и, казалось бы, Карелия может гордиться своим культурным уровнем. Вот только остаётся стойкое ощущение, что чего-то не хватает.

Ежегодно консерватория и колледжи Петрозаводска выпускают талантливых музыкантов-исполнителей. Многие из них, конечно, покидают город. Однако многие остаются здесь – молодые, одарённые, харизматичные. Остаются верными своим корням и традициям и служат национальной культуре. Сегодня в ансамбле «Кантеле» таких много – победителей конкурсов и фестивалей, целеустремлённых и преданных делу артистов. То же можно сказать и о театральных актёрах. И это нельзя не замечать, этим нельзя не гордиться, иначе карельская культура рискует потерять самых ярких своих работников. Очень хочется, чтобы «своих героев» знали в лицо не только их близкие и коллеги по культурной сфере, но и более широкий круг жителей хотя бы Петрозаводска. Хочется, чтоб чаще показывали и транслировали не только анонсы и интервью с артистами, но и их выступления. Конечно, им есть к чему стремиться и куда расти, но для начала и мы сами должны научиться верить в них.

Карелия – необыкновенная земля. И культура у нас необыкновенная, и работники её – тоже: актёры, музыканты, танцовщики, певцы и все те, кто помогает им выходить на сцену, художники и писатели, библиотекари и музейщики, архивные служащие и все, кого забыла упомянуть.

С праздником, дорогие коллеги!

Антонина Максимова, специалист Отдела наследия ансамбля "Кантеле"