Зрителям Контакты

Танцевальная эпоха Ансамбля «Кантеле»

29.08.2013 г.

Танцевальная эпоха Ансамбля «Кантеле»

Танец – древнейшее из искусств. Изображения танцующих фигур есть на наскальных рисунках, о хореографии писали Гомер и Аристотель. А родоначальником всех направлений танца является народный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, ведь он несёт в себе традицию, историю создавшего его народа. Любуясь народными танцами, мы путешествуем по планете, изучая обычаи, обряды, раскрывая характер народов и даже климат тех территорий, где танец родился. Например, северные народы в своей культуре имеют характерные танцы с притопыванием и подскоками. Одежда также влияла на характер традиционных танцев. Чем она тяжелее, тем медленнее танец, меньше одежды – больше динамики.

Как на сцене воссоздать колорит народного танца, как сделать его интересным для современного зрителя, – в этом вопросе очень важен богатый опыт легендарного Игоря Моисеева, которого считает своим учителем заслуженная артистка Карелии Раиса Калинкина – известный в республике и за ее пределами хореограф-балетмейстер. К юбилею Раисы Михайловны ее родной Ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» готовит сегодня программу «Tansimua – Земля танцев».

В современной хореографии множество разнообразных стилей и направлений, хореограф должен знать пределы физической нагрузки танцоров, планировать репетиции, уметь находить общий язык не только с исполнителями, но и с музыкантами, дизайнерами. Хореограф должен иметь чуткий музыкальный слух, уметь работать в художественном пространстве танца, подбирать музыку и костюмы, проводить отбор исполнителей. Раиса Михайловна часто приводит в пример слова Игоря Моисеева: «70 процентов успеха танцевального номера – это музыка, 20 процентов – костюмы, и только 10 процентов – хореография!»  

Программа «Tansimua – Земля танцев» – дань глубокого уважения Ансамбля «Кантеле» кропотливому труду и таланту Раисы Михайловны Калинкиной, и в ее лице – дань уважения всем хореографам и балетмейстерам-постановщикам, которые работали с нашим коллективом, – говорит директор Ансамбля «Кантеле», заслуженный работник культуры России и Карелии Лилия Степанова. – Эти люди создавали авторитет профессионального хореографического, национального искусства Карелии.

Раиса Калинкина – целая эпоха не только для Ансамбля «Кантеле», – в Карелии она стала интерпретатором-постановщиком национального танца Северной Европы.

Экспедиционные поездки по республике, сбор образцов этнической хореографии, мелодий, перенятых, в первую очередь, от своей мамы – участницы Олонецкого карельского народного хора, зарисовки отдельных танцевальных фигур, выведанных у старожил Калевальского района или родственников-карелов, живших в Олонецком районе, помогли ей в работе именно с карельским материалом.

Так, на основе традиционной хореографии Раисой Михайловной был создан танец «Ruskei neičut – Раскрасавица-девица», вошедший в золотой фонд Ансамбля «Кантеле». Он навеян встречами балетмейстера с жителями Олонецкой земли: известную песню Ивана Левкина напела Раисе Калинкиной М.В. Кононова из деревни Куйтежа. Трюковая часть танца сформировалась под впечатлением от мужской импровизационной пляски, которую Калинкиной продемонстрировал старожил деревни Большая Сельга В.Ф. Богданов.

Отличительной чертой стиля балетмейстера Раисы Калинкиной является особое отношение к музыке, – в основу ее танцев легли мелодии известных карельских музыкантов Александра Быкадорова, Сергея Стангрита, Игоря Архипова, Арто Ринне.

Судьба распорядилась так, что после окончания Петрозаводского училища культуры Раиса Калинкина пришла на работу в балет Ансамбля «Кантеле», став впоследствии, – после окончания Московского института культуры, его главным балетмейстером. Важную роль в становлении балетмейстера Р,М.Калинкиной сыграл Игорь Смирнов, поставивший в Петрозаводске первый национальный балет «Сампо» на музыку Г.Синисало. В Москве она училась у легендарного профессора М.Г. Шляпниковой.

Талант балетмейстера-постановщика Калинкиной раскрылся в процессе работы с молодежью национального студенческого ансамбля «Тойве» в Петрозаводском государственном университете, куда Раиса пришла по приглашению художественного руководителя и основателя «Тойве» Генриха Всеволодовича Туровского. Дар хореографа-постановщика Раиса Михайловна воплотила в национальном танце. Ею были поставлены русские, карельские, вепсские, финские, ингерманландские, водские, датские, ирландские, шведские танцы, в каждом из которых гармонично сочетаются народное и авторское, каждый является образцом современной культуры и хореографии Карелии.

Например, в редакции Р.М. Калинкиной поставлен старинный танец «Veda verkaa, kuda sarkaa – Так ткут сукно», в основе которого – традиционный танец-подражание процессу работы ткацкого станка, записанный Раисой Калинкиной за старожилами деревни Юшкозеро Ю.М. Кардининой и М.О. Ульяновой. Он пришел в Карелию из Европы через Швецию. Танец многофигурный, имеет сквозную композицию. Каждый народ подчеркивает в нем что-то этнически особенное: немцы – регулярность и отточенность движений, французы – изящество и легкость исполнения, карелы – особое отношение к напеву, который стремиться «преодолеть» европейскую регулярность формы.

Иногда хореография Калинкиной рождалась на основе игр, как в «Калевальском танце», иногда – благодаря особым деталям этнографии, как в танцах «Короба», «Лучины», «Древний», «Калина»; танцы рождались и на основе забавных случаев из гастрольной жизни, воплощенных, например, в озорной «Летке-йеньке на лыжах».

Авторский шоу-танец «Летка-йенька», родившийся у Калинкиной во время гастролей по губернии Северная Карелия (Финляндия), передает радость молодости и счастье взаимного общения. В нем артисты ансамбля «Кантеле» впервые попробовали себя в «ансамблевой» ходьбе на длинных лапландских лыжах.

Образцом сюжетной хореографии стал танец «Кто у нас хороший», родившийся на основе народной величальной песни Заонежья. Он рассказывает об особенностях взаимоотношений деревенских и столичных девушек и парней.

Хореографическое ви´дение Раиса Михайловна сумела соединить с драматургией. Так появились ее замечательные работы в программах Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле», в спектаклях Национального театра Республики Карелия. Ее деятельность не ограничивалась рамками ансамблей «Тойве» и «Кантеле». Были постановки с финскими театральными режиссерами. Раиса Михайловна ставит танцы для детских коллективов Карелии – для хореографического ансамбля «Мозаика», для танцевального класса Молодежной студии Ансамбля «Кантеле». По нашим подсчетам в творческом портфеле балетмейстера находятся не менее 70-ти постановочных танцев. Они обладают ярко выраженным карельским этническим колоритом, они интересны и всегда принимаются зрителями с энтузиазмом.

Звания, дипломы, почетные грамоты и благодарственные письма сопровождали энергичную творческую деятельность Раисы Михайловны. Неоднократно она ездила в Америку, представляя Карелию в мастер-классах по традиционной карельской хореографии.

Сегодня отношение к представителям творческих профессий изменилось в общественном сознании в лучшую сторону: люди чувствуют потребность в искусстве, осознают его ценность. Современному национальному искусству Карелии нужны и певцы, и музыканты, и танцоры, и, конечно – балетмейстеры-постановщики. Программа «Tansimua – Земля танцев», которая будет показана на сцене Национального театра 13 сентября в 19 часов, посвящена юбилею Раисы Калинкиной. В ней примут участие коллективы, с которыми связана богатая творческая судьба Раисы Михайловны. Зрители увидят танцы, поставленные Калинкиной и давно вошедшие в золотой фонд карельской хореографии. Раиса Калинкина живет танцем, она – создатель своей собственной страны – «Tansimua – Земли танцев»!

Лариса КРАСАВЦЕВА