Зрителям Контакты

Участники фестиваля «Кантеле» - гости Дома Кантеле

28.09.2012 г.

   Народные   костюмы  Удмуртии, Мари Эл,  народностей ханты и манси - в таких нарядах в  Дом Кантеле пришли гости - участники  9-го  Международного фестиваля народной музыки «Кантеле».

   Сначала экскурсия по Дому Кантеле, которую провела директор ансамбля Лилия Степанова. Во время экскурсии - визит  в мастерскую  по изготовлению инструмента кантеле, где трудится  удивительный  человек-  Александром Фролов. Он - один из немногих мастеров ,которые   изготавливают  такие  музыкальные инструменты. Среди гостей были те, кто не только играет  на родственных кантеле инструментах, но  и много знает о том, как они изготавливаются. Именно поэтому встреча с мастером Фроловым особенно заинтересовала  и взрослых, и детей. Виктор Банк из Удмуртии  интересовался, из какого материала делается кантеле, как идет подбор дерева для этого инструмента.

-  У себя на родине, - поделился Виктор, мы используем близкородственные инструменты – нарс-юх и санквытап.

  Очень похож на кантеле и другой инструмент - удмуртский крезь. Участницы дуэта «Быдзим крезь» из Удмуртии не могли сдержать эмоций, когда узнали, что совсем скоро в Йошкар-Оле будут выступать кантелисты ансамбля. Оказывается, девушки – давние поклонницы ансамбля «Кантеле». В Карелии не впервые.  Они рассказали, с какой радостью ехали в Карелию и как ждали этой встречи в Доме Кантеле. Особенно мастер-класс Ирины Шишкановой «Родственные инструменты в гостях у «Кантеле». Книгу известной кантелистки из Карелии  «Кантеле. Ступени к совершенству»  девушки тоже читали. Приятно удивило, что про карельских кантелистов  не только знают, но их исполнительским мастерством восторгаются в  далекой Удмуртии. Мастер-класс  заслуженной артистки России и Карелии Ирины Шишкановой  был рассказом  о голосах   кантеле, в этой семье   сегодня – несколько  инструментов, каждый из которых  неповторим -   голос  баса  низкий как мужской, у альта он -  бархатистый  альт, у пикколо – пронзительный и  тонкий, а прима звучит как  серебряный колокольчик. Сравнить эти  голоса, и  смогли  участники мастер-класса.  Карельские руны - это самое привычное звучание кантеле, но оказывается, с кантеле можно путешествовать по миру. Оно способно передать и зажигательные испанские мотивы и норвежские мелодии Грига и   исполнить  японскую «Сакуру». Музыкальное  путешествие с кантеле - это тоже мастер-класс. И наконец,   мастер-класс-это путешествие во времени - от старинного пяти и десятиструнного кантеле к современному 33 и 39-струнному инструменту.

    Какая девчонка не любит наряжаться! Красотой костюмов, в которые были одеты участницы фольклорных коллективов, можно было залюбоваться. Оказалось, что некоторые из них сшиты собственными руками при помощи родителей. Девушки в свою очередь были восхищены  тем  разнообразием концертных костюмов, которое они увидели в мастерской Дома  Кантеле. Таня Фоминых и Аделина Багаева даже сфотографировались на память возле понравившихся карельских  концертных костюмов

    В мастер-классе участвовали ансамбль гусляров «Чинчывий» из республики Марий Эл, фольклорный ансамбль «Топотушки» из Санкт-Петербурга, фольклорный коллектив «Эргыт Йивыт Пувлынг Махмыт» из Ханты-Мансийска и коллектив из Удмуртии – дуэт крезчи «Быджым крезь».

  На встрече в Доме Кантеле было представлено две книги. С одной познакомила автор Ирина Шишканова, а со второй «Живое кантеле» - Ирина Семакова - это книга посвящена основателю ансамбля Виктору Гудкову.

Мастер-класс в Доме Кантеле, как признавались многие из его участников,  оказался  для них  весьма познавательным и полезным, а старт Международного фестиваля именно в Доме Кантеле оказался весьма удачным.