Зрителям Контакты

«Вепсские фантазии»

01.03.2017 г.

 

«Вепсские фантазии» – так назвал свою новую программу Государственный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Уже прошли премьерные спектакли, а нам, журналистам, довелось побывать на его сдаче. Впечатление прекрасное, крики «Браво!» раздавались многократно.

12 эпизодов из жизни вепсского народа сменяют друг друга. Сцены в лесу, в поле, охота, баня: Оригинальная музыка, замечательные костюмы и оформление. На хорошем профессиональном уровне, с настроением исполняются и песни, и танцы, и музыка.

- Вепсская тема была заложена в концепцию ансамбля еще в 2001 году, так что подступались мы к ней достаточно долго, - рассказала на пресс-конференции директор ансамбля Лилия Степанова.

- Этот юбилейный для нашего коллектива год мы открываем давно задуманной программой, чем выказываем наше уважительное отношение к традиционной вепсской культуре. Представителей этой национальности в Карелии всего около пяти тысяч, и потому нам было очень сложно формировать номера.

Прежде всего мы хотели использовать уже имеющийся музыкальный материал, который наработали специалисты. Но все же его недоставало, оказалось крайне мало для создания неповторимой музыкальной канвы. Потому в программе использована музыка трех композиторов: Валентина Кончакова, Игоря Субботина и Вячеслава Иванова, которым удалось создать интересную и современную музыку. Огромное количество специалистов принимало участие в работе. Нам пришлось изучать материалы в Шелтозерском музее, в библиотеках, архивах, консультироваться с учеными Института языка и литературы, писателями, журналистами.

Как пояснили создатели спектакля, в основу взята культура не только шелтозерских вепсов. Была предпринята попытка вникнуть в духовную основу народа: как он жил и как природа, бытовые условия влияли на его мировоззрение. Автор сценария и режиссер заслуженный работник культуры Карелии Алла Амелина особо подчеркнула, что реконструкцией как таковой они не занимались.

- Это наше видение вепсской культуры и хореографии, наша сегодняшняя позиция. «Кантеле», в принципе, не фольклорный коллектив, мы создаем свои концертные программы лишь на основе фольклора. Так что практически вся она постановочная. На основе традиционной вепсской музыки делались аранжировки, создавались и совершенно новые произведения.

Главный балетмейстер, постановщик спектакля Ирина Зоточкина дополнила:

- Основоположником вепсской хореографии был Василий Кононов. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения, и <Вепсские фантазии> мы посвящаем именно ему. Мы взяли традиционные танцы, но исполняем их совершенно по-другому. Кому-то покажется, что мы делаем что-то не совсем правильно, но мы так увидели! Ребятам было очень интересно работать, поскольку стояла задача не просто станцевать и показать технику, а создать образ.

Актерам пришлось вживаться в своих героев, что для них особенно ценно. Кроме того, все роли связаны с вепсскими легендами. Есть у нас и современный номер, но он очень органично вписался в программу и наверняка понравится зрителю (скорее всего, это «Баня», вызвавшая всеобщий восторг. - Авт.).

Есть в <Вепсских фантазиях> очень интересный инструментальный номер на музыку Вячеслава Иванова, в котором принимают участие электроконтрабас, электроскрипка, электрокантеле: Исполнение этой пьесы не оставило равнодушными ни взрослых, ни детей. Права директор, этот фрагмент программы наверняка станет хитом.

Как признался петрозаводский мастер Илья Сараев, ему впервые довелось изготавливать женские украшения. В своих работах он использовал не только старинные северные элементы, но и современные разработки. В основном все работы выполнены из меди и ее сплавов - именно такие украшения были доступны небогатым людям.

Людмила ЕЛАГИНА  (2006 год)