Зрителям Контакты

«Вепсский разговор» покорил Владикавказ

09.10.2013 г.

Балетмейстер несет большую ответственность перед тем народом,

к чьей танцевальной культуре он прикоснулся.

Хаджисмел Варзиев

 

Артисты Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» – заслуженная артистка Республики Карелия Татьяна Папулова и Борис Гаврилов стали победителями первого международного конкурса народного танца «Золотой дуэт» имени Хаджисмела Варзиева. Конкурс проходил в первых числах октября в рамках Международного фолк-фестиваля народного танца «Золотой Дуэт» имени Хаджисмела Варзиева во Владикавказе при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Организовал фолк-фестиваль Сослан Варзиев, сын известного балетмейстера Хаджисмела Варзиева, основателя Ансамбля народного танца Северной Осетии «Алан».

Два дня сцена старейшего на Северном Кавказе русского драматического театра имени Вахтангова была предоставлена танцевальным дуэтам из Испании, Грузии, Ростовской и Самарской областей, Калмыкии, Северной и Южной Осетии, и других регионов России. В конкурсе участвовали 18 дуэтов. Карелия победила в двух номинациях «Дуэт» и «Лучший балетмейстер»: заслуженная артистка Республики Карелия Татьяна Папулова и Борис Гаврилов привезли дипломы за первое место, статуэтку фестиваля «Овация» и единственный стеклянный кубок фестиваля, а заслуженный деятель искусств Республики Карелия Ирина Зоточкина, работающая теперь в Москве, получила приз как лучший балетмейстер. Участие наших артистов в фестивале было отмечено Благодарственным письмом Парламента Республики Северная Осетия-Алания «за вклад в сохранение национальной культуры, популяризацию этнической хореографии и фольклорного искусства».

Артисты Ансамбля «Кантеле» показали на фестивале танец «Вепсский разговор» – о встрече вепсских юноши и девушки у лесного ручья. Танец был поставлен Ириной Зоточкиной по мотивам вепсской хореографии, основоположником которой является Василий Иванович Кононов. Стоит отметить, что профессиональное жюри конкурса – ведущие мастера танцевального искусства, в первую очередь, оценивало драматургию и ее воплощение танцовщиками. Безусловно, оценивались и профессионализм, и музыка, и костюмы. Отмечали члены жюри и такие детали, как умение уйти со сцены в образе. Обо всем этом говорили в хореографической лаборатории, которая была создана в рамках фестиваля. В ее работе участвовали конкурсанты, члены жюри, представители художественных коллективов и учебных заведений. Для конкурсантов лаборатория была своего рода мастер-классом или, проще говоря – разбором полетов. Детально разбирали каждый номер: драматургию, пластику, традиции. «Как-то все быстро у вас происходит, нельзя кавказскую девушку завоевать с первого раза, должно быть как минимум три подхода»; «Почему женщина в танце пинает мужчину? Что же он за мужчина!» – говорили мэтры. Не оценили профессионалы и несвойственную русскому танцу призывную экстравагантность в движениях девушки. А Вепсский танец настолько понравился организаторам конкурса и жюри, что его то и дело приводили в пример: «Уходите со сцены в образе, посмотрите, как у карелов!». Заслуженный деятель искусств России, профессор, декан хореографического факультета Московского Государственного Университета культуры Михаил Петрович Мурашко отметил, что наш танец – единственный номер с романтическим сюжетом, где обошлись без пошлых поцелуев. Действительно, «Вепсский разговор» завершается очень скромно: юноша и девушка влюблено смотрят в небо, прижавшись друг к другу щечками.

– Мы думали – закрывать глаза в конце или нет, но получилось, что сначала, прижавшись друг к другу, закрыли, а потом – открыли, и явственно услышали, как зал взволнованно вздохнул, – рассказывала Татьяна Папулова. – Потом нас засыпали вопросами, рассматривали каждую деталь костюма, спрашивали о вепсах, просили диски с нашим танцем.

Идея Фестиваля и хореографической лаборатории принадлежит Хаджисмелу Варзиеву – мэтру хореографического искусства, заслуженному деятелю искусств России, чье дело продолжает его сын Сослан Варзиев:

– Наша цель поднять уровень дуэтного танца. Дуэт хорошо передает гендерные отношения народа, по которым можно понять суть этого народа, его характер, его глубину.

Татьяна Папулова и Борис Гаврилов с удовольствием вспоминают, как тепло их принимали во Владикавказе организаторы фестиваля и публика, коллеги. Ребята привезли не только победу, но и массу впечатлений, и замечательную куклу в национальном костюме осетин для коллекции Ансамбля «Кантеле».

– Стоило нашим артистам показать свое мастерство, как Ансамбль «Кантеле» пригласили в Грозный, где в октябре состоится V Международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева и на фестиваль в Йошкар-Оле в апреле 2014, – с нескрываемой гордостью за коллектив говорит заслуженный работник культуры России и Карелии, директор Ансамбля «Кантеле» Лилия Степанова. – Восторг наших артистов, их коллег-участников фестиваля и публики, еще раз подтверждает необходимость проведения таких фестивалей и участия в них профессиональных коллективов. Мы так редко видимся, так мало знаем о других национальных культурах, а в них – суть народа, они – та самая путеводная нить, которая поможет выйти из духовного кризиса!

Лариса КРАСАВЦЕВА

Фото автора