Зрителям Контакты

Статьи и материалы

Ольга ВЛАСОВА. 100 лет со дня рождения Абрама Голланда
27 января 2011 года исполнилось 100 лет со дня рождения Абрама Исаевича Голланда – композитора, пианиста, дирижёра, общественного деятеля, заслуженного артиста Карело-Финской ССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР и КАССР дочитать статью

Юрий САВВАТЕЕВ.  В.П. Гудков, "Калевала" и кантеле
Одна из самых ярких фигур музыкальной культуры 30-х гг. ХХ в. Карелии – Виктор Пантелеймонович Гудков. Это личность незаурядная, сыгравшая ключевую роль в возрождении народного музыкального инструмента кантеле и создании государственного профессионального ансамбля песни и танца «Кантеле», ставшего неотъемлемой частью музыкальной жизни Карелии и страны дочитать статью

Ирина СЕМАКОВА. Карелия - республика танцующая... Василию Ивановичу Кононову - 108 лет
Карелия –  республика танцующая. Здесь нет ни одного человека, кто не любил бы танцев и сам не пробовал танцевать. ...В профессию хореографа и танцора с 1937 г. – времени создания в Государственном национальном ансамбле «Кантеле» самостоятельного хореографического направления приходят люди с горящими глазами, легким и ладным телом и очень светлой и радостной душой. Василий Иванович Кононов стал первым профессиональным хореографом нашей республики и его положение лидера и сегодня остается незыблемым. Почему? Дискуссионно? Попробуем разобраться в этом. дочитать статью

Ирина СЕМАКОВА.  Из истории становления Национального ансамбля песни и танца Карелии "Кантеле" (материалы доклада 2005 г., авторская редакция - 2013 г.)
В силу многих личных причин мне посчастливилось в предшествующие два с половиной десятилетия общаться, порой достаточно тесно, с артистами ансамбля «Кантеле» разных поколений. Среди них было немало людей, стоявших у истоков коллектива. Наблюдения за их повседневным образом жизни, сферой дружеского и делового общения, их щедрые, увлеченные рассказы о первых десятилетиях коллектива, а так же работа с архивными документами подтолкнули автора к размышлениям. Надо отметить, что в подобном аспекте история ансамбля «Кантеле» не рассматривалась и высказанное в статье во многом может быть неожиданным как для национальной общественности, так  и знатоков культуры Республики Карелия. дочитать статью

Ирина СЕМАКОВА. Тойво Вайнонен и его "школа"
Тойво Потапович Вайнонен, заслуженный артист КФССР (1947), народный артист КАССР (1971) родился в деревне Жоржини (сегодня Жоржино) Тосненского района Ленинградской области. Еще в 1896 г. эта деревушка называлась иначе – Савколово или по-фински Савота. Это название указывает на то, что предки жителей деревни были в прошлом выходцами с территории Саво Финляндии. Однако, это забылось обитателями Савоты-Жоржино уже в ХIХ веке. дочитать статью

Ирина СЕМАКОВА, О двух параметрах деки долбленого кантеле в свете традиционных мер длины
Традиционные музыкальные инструменты карелов кантеле изготавливались, как правило, самими исполнителями или деревенскими мастерами для конкретного исполнителя. дочитать статью

Ирина СЕМАКОВА, Традиционная музыкальная культура вепсов

 Традиционная культура вепсов сформировалась на землях Онежско-Ладожско-Белозерского Межозерья. В ней прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры тюркских и монгольских народов (тувинцев, алтайцев, монголов), поволжских и пермских народов (мордовы, марийцев, коми, балтийских народов (литовцев), прибалтийско-финских народов (эстонцев, вожан, ижоры, карелов, саамов). дочитать статью

Ирина СЕМАКОВА, Вербальный фольклор вепсов

В вербальном фольклоре вепсов нашли отражение многочисленные этнические контакты древнего племени Весь и его потомков вепсов. Вепсский фольклор имеет параллели с фольклором балтийских народов, народов финно-угорского мира, особенно северными: коми-зыряне, манси, саамы. Особо тесные взаимосвязи фольклора вепсов и карелов, вепсов и русских.дочитать статью

Ирина СЕМАКОВА, Традиционная хореография поморов Белого моря в соотношении с  хореографическими традициями Пинеги и Заонежья

Белое море - внутренне и имеет берега, которые называются, начиная от Кольского полуострова (против движения часовой стрелки) – Терский, Кандалакшский, Карельский, Поморский, Онежский, Летний, Зимний, а так же Мезенский, который в свою очередь подразделяется на Абрамовский и Копушинский, а так же Канинский. В традиционной культуре эти берега рассматриваются исследователями как две региональные традиции – материковая, представленная в нашем случае Пинежьем и собственно поморская. дочитать статью

Ирина СЕМАКОВА,  О формировании ритмики рунических напевов Беломорской Карелии (по материалам собрания карельских рунических напевов А.Лауниса)

В Беломорской Карелии собирание рунических напевов было начато в 1871-1872 годах финляндским фольклористом и школьным инспектором А.Ляхтенкорва-Борениусом. Вслед за Э.Лённротом в первую свою поездку собиратель стремился записывать преимущественно тексты рун. В 1877 году А.Борениус вновь посетил Карелию. Он побывал в деревнях: Аконлахти, Люття, Кивиярви, Венехярви, Войница, Вокнаволок, Ухта, Ювялакша, Тикша. дочитать статью

В.Ф.ТРОПИН, И. Б. СЕМАКОВА, О традиционном щипковом хордофоне хантов и манси нарс-юх/санквылтап

Многие народы уральской языковой семьи имеют в структуре корпуса традиционных музыкальных инструментов малострунные щипковые хордофоны ладьевидной/яйцевидной или зооморфной (ихтиоморфной, орнитоморфной) формы. Исследователи разных поколений классифицируют эти инструменты по-разному, относя их то к лирам[1], то к цитрам.  дочитать статью

В.М.КУЛИКОВ, Старинные народные музыкальные инструменты. К вопросу о древнерусской сурне 

Древнерусский духовой музыкальный инструмент — сурна довольно часто упоминается в рукописных источниках. Одним из самых ранних упоминаний о нем является свидетельство арабского географа и путешественника Абу-Али-Ахмеда Ибн-Даста (Ибн-Руста), посетившего Киев в X в. дочитать статью

Е.П.БУСЫГИН, В.И.ЯКОВЛЕВ, Гусли у поволжских народов 

Музыкальный инструментарий народов Среднего Поволжья богат и разнообразен. Здесь с давних пор получили широкое распространение духовые, струнные, мембранные и самозвучащие инструменты. дочитать статью

И.Б. СЕМАКОВА, А.А.ЛЕОНТЬЕВ, Об эротических плясках карелов

Явления, известные всем народам как культура плодородия, у каждого этноса существуют как отражение того или иного состояния традиционного типа хозяйственной деятельности в двух взаимодополняющих друг друга и одновременно относительно самостоятельных ветвях традиционной художественной культуры — мужской и женской. В условиях карельского этноса наиболее ярко культ плодородия проявляется в обрядах свадьбы, похорон и родин, но хореографическая реализация его возможна только в обряде свадьбы. дочитать статью

И.Б.СЕМАКОВА, О календарных песнях

Календарные песни являются реликтовыми формами традиционной культуры. Они являются частью обрядов и праздников земледельческого календарного цикла. Они известны русским, карелам, вепсам а так же жителям Ингерманландии в том или ином объеме. дочитать статью

И.Б.СЕМАКОВА, Музыкальная культура карелов

Музыкальная культура карелов сформировалась в условиях активных межэтнических контактов племени Корела; в ней отразились сложность исторической судьбы народа. В настоящее время традиционная музыкальная культура карелов имеет этнолокальный характер. В соответствии с историко-культурными регионами ее принято подразделять на культуру северных, средних, южных, тверских, а также приграничных карелов. дочитать статью

И.Б.СЕМАКОВА, Фольклор карельского народа

Из собрания полевых материалов И.Б. Семаковой, на правах рукописи. Анна Васильевна Ковру, жительница д. Сяргилахта Пряжинского национального муниципального района. Перевод пословиц на русский язык выполнен Л.Ф. Маркиановой. дочитать статью

И.Б.СЕМАКОВА, Традиционная музыкальная и хореографическая культура саамов 

Музыкальную культуру саамов относят к евразийской ветви арктического типа культуры – к культуре народов Фенноскандии и Кольского полуострова. Традиционная музыка саамов архаична и автохтонна. Она имеет параллели в музыке коми-зырян, манси, хантов, вепсов, карелов, ненцев, якутов, а также ряда народов Алтая и Монголии; локальных этнокультурных групп русских Севера России: поморов, заонежан, пудожан; а также шведов Шелефтии. дочитать статью

 

И. Б. Семакова, Духовные песнопения русских и карелов

Духовные песнопения русских и карелов являются сложным в стилевом отношении феноменом музыкально-поэтической/вербальной традиции религиозной тематики, а также литературной формой. дочитать статью 

Н. Лесков, Загадки карел Олонецкой губернии

Живая старина. 1893. Вып. 4. С. 532 – 540. дочитать статью

И.Б.Семакова, "Белые спасушки" карелов и вепсов

Некоторые наблюдения за традицией изготовления кукол и игр с ними карельских и вепсских детей дочитать статью

2014 год

И.Б.Семакова, Национальные литературы прибалтийско-финских народов Карелии на новейшем этапе историко-культурного развития

Становление литературы любого народа проходит несколько типологически сходных этапов. дочитать статью

И.Б. Семакова, Мелодические типы рунических напевов Северной Карелии

Важнейшей характеристикой любого образца певческой культуры этноса является мелодия. Мелодия/мелодика – явление историческое. дочитать статью

И.Б.Семакова. В.П.Гудков (опыт создания энциклопедической статьи

Виктор Пантелеймонович Гудков - культработник, журналист, поэт, драматург, переводчик, композитор, фольклорист, создатель хроматического кантеле, основатель и дирижер Государствеено ансамбля песни и танца Карелии "Кантеле"...дочитать статью

И.Б.Семакова. Некоторые проблемы изучения традиционных игр в России XIX-XX вв.

Системное изучение детских игр началось в Европе во второй половине XIX века. дочитать статью

Иванов А. И. Местные слова и выражения в Олонецкой губернии

Олонецкие губернские ведомости. 1845 год № 46 15 ноября 1845 года. дочитать статью

И.Б.Семакова. Музыкальные традиционные инструменты
Толчком к зарождению этноорганологии в Карелии стала собирательская деятельность финляндского ученого Э.Леннрота. дочитать статью

И.Б.Семакова. Антропические игры руками и их функции в традиционной культуре

...игра является непроизводительной деятельностью, мотивация которой не ее результат, а сам процесс этой деятельности дочитать статью

И.Б.Семакова. Сундук с песнями откроем, шкатулку со словами найдем

Как ошибался Элиас Леннрот относительно кестеньгских карелов! дочитать статью

И. Б. Семакова. Национальная культура карелов как фактор развития живой языковой среды

Науке известно несколько сотен определений понятия «культура». дочитать статью

И.Б.Семакова. Актуальность традиционной культуры в современной жизни народов России и Карелии

Традиционная бесписьменная культура – это философская категория, которая существовала, существует и будет существовать до тех пор, пока жив человек. дочитать статью

И.Б.Семакова. Проблемы кантеле вепсов

Проблемы изучения кантеле народа Веси-вепсов наметились давно. В настоящее время все сведения об инструменте активно собираются и рассматриваются исследователями, так как данный материал является одним из ключевых, выделяемых наукой о Севере.дочитать статью

И.Б.Семакова. О проблемах развития традиционных смычковых хордофонов финно-угорскихи и соседних с ними народов

Статья посвящена проблеме развития традиционных фрикционных хордофонов (смычковых инструментов) на материале музыкальной инструментальной культуры финно-угорских народов России, Финляндии и Эстонии с учетом аналогичных традиций народов Центральной Азии. дочитать статью

Петров К. Несколько загадок, записанных в г. Вытегре // Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 6. С. 19 ‑ 20

Памятники родного слова. дочитать статью

Семакова И.Б. Размышления о некоторых формах этномузыкального взаимодействия коренного населения Беломорья

дочитать статью

2015 год

Семакова И.Б.  Проблемы звукоизвлечения на фрикционном хордофоне карелов йоухикко читать статью

Маркова Е.И. Глава «Сказка и действительность: реальная и виртуальная» из монографии «История русской детской словесности Карелии» 

Сказка в творчестве карельских писателей читать статью

Маркова Е.И. глава "Жития" из монографии "История русской детской словесности Карелии" читать статью

Зайцева Н.Г. "Свадебные причитания" Проект "Корпус вепсского языка: пополнение и развитие электронного ресурса (2012-2014 гг., рук. Зайцева Н.Г., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН "Корпусная лингвистика" 2012-2014: направление 3 "Создание и развитие корпусных ресурсовпо языкам народов России" читать статью

Семакова И.Б.  Сравнительная характеристика певческих тембров традиционных исполнителей рун и былин. О проблеме интонирования поющегося факта традиционной культуры

 читать статью

Ковала Эю Годы жизни Ирины Федосовой в Петрозаводске  читать статью

Семакова И.Б.  О системе этнокультурных доминант и маркеров в традиционной культуре карелов читать статью

Докторова М.А.  У каждого народа свой певец К 95-летию Гельмера Нестеровича Синисало, известного карельского композитора, заслуженного артиста КАССР, народного артиста РСФСР и СССР, председателя Союза композиторов Карелии.По материалам Национального архива Республики Карелия. читать статью

 

Семакова И.Б. Следы скоморошества в Тихвинском крае  читать статью

Гродницкая Н.Ю. Рувим Пергамент. Первопроходец карельской национальной музыки читать статью

Семакова И.Б. В.И.Кононов - классик национальной хореографии Карелии читать статью

И.Б.Семакова. Юбилей карельской певицы.О творчестве Татьяны Перонь читать статью

И.Б.Семакова. Представление о художественном пространстве в традиционной хореографии вепсов читать статью

Зайцева Н.Г. "Свадебные причитания". Вепсская народная сказка "Водяной". Проект "Корпус вепсского языка: пополнение и развитие электронного ресурса (2012-2014 гг., рук. Зайцева Н.Г., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН "Корпусная лингвистика" 2012-2014: направление 3 "Создание и развитие корпусных ресурсов по языкам народов России"  читать статью

Зайцева Н.Г. "Свадебные причитания". Вепсская народная сказка "Посеяли репу на крыше избы". Проект "Корпус вепсского языка: пополнение и развитие электронного ресурса (2012-2014 гг., рук. Зайцева Н.Г., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН "Корпусная лингвистика" 2012-2014: направление 3 "Создание и развитие корпусных ресурсов по языкам народов России" читать статью

Зайцева Н.Г. "Свадебные причитания". Вепсская народная сказка "Старичок и разбойники". Проект "Корпус вепсского языка: пополнение и развитие электронного ресурса (2012-2014 гг., рук. Зайцева Н.Г., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН "Корпусная лингвистика" 2012-2014: направление 3 "Создание и развитие корпусных ресурсов по языкам народов России" читать статью

Зайцева Н.Г. "Свадебные причитания". Вепсская народная сказка "Медведь и лиса". Проект "Корпус вепсского языка: пополнение и развитие электронного ресурса (2012-2014 гг., рук. Зайцева Н.Г., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН "Корпусная лингвистика" 2012-2014: направление 3 "Создание и развитие корпусных ресурсов по языкам народов России" читать статью

Зайцева Н.Г. "Свадебные причитания". Вепсская народная сказка "Девочка и Мороз". Проект "Корпус вепсского языка: пополнение и развитие электронного ресурса (2012-2014 гг., рук. Зайцева Н.Г., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН "Корпусная лингвистика" 2012-2014: направление 3 "Создание и развитие корпусных ресурсов по языкам народов России" читать статью

Зайцева Н.Г. "Свадебные причитания". Вепсская народная сказка "Неверная жена. Проект "Корпус вепсского языка: пополнение и развитие электронного ресурса (2012-2014 гг., рук. Зайцева Н.Г., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН "Корпусная лингвистика" 2012-2014: направление 3 "Создание и развитие корпусных ресурсов по языкам народов России" читать статью

Семакова И.Б. Рецензия на художественную программу Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» «Русские Карелии» читать статью

 

2016 год

А.Афанасьева "Мы остались прежними". Рецензия руководителя Карельского молодежного отделения Союза композиторов России «КарелМолОт» на программу "Русские Карелии", опубликованная в СМИ в апреле 2013 года. читать статью

Е.Е.Ициксон "Родословная Дома Кантеле". Опубликовано в июне 2010. читать статью

М.А.Докторова "Это кантеле звучанье!" читать статью

С.М.Лойтер "Пословицы и поговорки Заонежья" читать статью

Н.Г. Зайцева Корпус вепсских сказок. Вепсская народная сказка "О глупых людях". Проект "Корпус вепсского языка: пополнение и развитие электронного ресурса (2012-2014 гг., рук. Зайцева Н.Г., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН "Корпусная лингвистика" 2012-2014: направление 3 "Создание и развитие корпусных ресурсов по языкам народов России" читать статью

 И.Б. Семакова "Следы скоморошества в Тихвинском крае" читать статью

 Из истории ансамбля . "Татьяна АНТЫШЕВА" читать статью

 Ц.Н.Кофьян. "Государственный национальный ансамбль Карело-Финской песни и пляски «Кантеле» /1936 – 1946 г.г./" читать статью

О.Б.Власова. Рецензия этномузыковеда Ольги Власовой на программу «Парад Солистов» читать статью

2017 год

Максим Гаврилов. "Под музыку северных рун"(из воспоминаний артиста) 1782г. читать статью
И.Б.Семакова. "Мифология вепсского кантеле" читать статью
И Мациевский. "Традиционная инструментальная музыка севера на рубеже тысячелетий" читать статью