Зрителям Контакты

1960-е годы в жизни «Кантеле»: путь преобразований

 

Работа студентки Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова Валентины Шодиевой (преп. Т.Красковская, архивно-библиографическая практика).

1960-е годы в жизни «Кантеле»: путь преобразований

Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» – один из старейших национальных музыкальных коллективов страны. Его история началась в 1936 году с выступлением на Всесоюзном радиофестивале. Трудный и в то же время яркий путь прошел ансамбль от немногочисленного самодеятельного кружка кантелистов до профессионального коллектива. В настоящее время «Кантеле» известен далеко за пределами Карелии.

Основатель ансамбля – Виктор Пантелеймонович Гудков – фольклорист, этнограф, обладал разносторонним и незаурядным художественным дарованием, страстно любил карельское народное творчество. Именно он, совместно с мастером Е. Клюхиным, явился создателем первого концертного варианта старинного карельского музыкального инструмента кантеле, именем которого и был назван ансамбль.

Со дня основания Государственного ансамбля «Кантеле» Виктор Пантелеймонович был его художественным руководителем. Он же был и автором первых музыкальных произведений для «нового» кантеле. Немало выдающихся карельских музыкантов внесли неоценимый вклад в историю ансамбля. Среди них имена Л. Теплицкого, Я. Геншафта, В. Салопа, Н. Леви, Л. Вишкарева, Л. Иоусинена, Р. Пергамента, Г. Синисало, А. Голланда, К. Раутио, Р. Раутио и многих других.

Навсегда в памяти артистов ансамбля останутся первые успехи – выступления на декаде карельского искусства в Ленинграде в 1937 году и на смотре ансамблей в Москве в 1939 году, нелегкий творческий труд в военные годы. Также, одними из самых ярких и незабываемых страниц деятельности ансамбля являются 1960-е годы, – время, когда коллектив переживал значительные преобразования на пути к совершенству.

На основе данных, представленных в русскоязычной прессе 1960-х годов[1], мы попытаемся восстановить жизнь ансамбля «Кантеле» в этот период.

Коллектив ансамбля в эти годы активно гастролировал, он объездил половину страны, всю Карелию и Финляндию. Выступления и другие значимые события коллектива 60-х годов описаны в самых разных источниках. Среди них главные вестники республики Карелия того времени – журнал «Север»[2] и газета «Ленинская правда»[3]. Также в период гастролей об ансамбле за пределами Карелии писали: «Коммунист» (Череповец), «Марийская правда» (Йошкар-Ола), «Новгородская правда», «Красноуральский рабочий», «Советская Башкирия» (Уфа), «Коммунист» (Саратов), «Московский комсомолец», «Дагестанская правда» (Махачкала), «Вечерний Тбилиси», «Социалистическая Осетия», «На страже Заполярья» (Мурманск).

Отзывы после концертов снабжены фотографиями артистов ансамбля «Кантеле», запечатленных в игре на инструментах, во время пения, в танце. Представленные фото рисуют образ коллектива в период 1960-х годов, отражают некоторые явные изменения – новые национальные костюмы современного покроя.

На пороге нового десятилетия, в 1959 году в «Кантеле» сменилось руководство. Художественным руководителем ансамбля стал С. М. Карп (сменивший А. И. Голланда), кантеле-оркестр теперь находился под управлением Л. А. Косинского. Такие изменения существенно повлияли на деятельность всего коллектива, вступившего с этих пор в «новую жизнь», в период творческой зрелости.

К сезону 1963-1964 годов программа концертов «Кантеле» уже прочно строилась на самостоятельных выступлениях шести художественных коллективов, работающих в разных исполнительских жанрах: хоровая капелла, народная вокальная группа, финский мужской ансамбль, оркестр кантеле-инструментов, женский вокальный ансамбль и эстрадная вокально-инструментальная группа. С этих пор «Кантеле» – крупный многоплановый художественный организм. Вот как пишет об этом художественный руководитель ансамбля С. Карп в статье «”Четверть века” (юбилей ансамбля “Кантеле”»[4]: «<…> наш коллектив <…> стал художественной организацией нового типа, близкой по жанровой направленности к коллективам эстрадным, но с определенной национальной окраской не только по форме, но и содержанию».

Танцевальная группа коллектива при этом мыслилась руководителем несколько отдельно, по выражению С. Карпа «… развитие этого коллектива не созвучно общей творческой тенденции ансамбля и хореографическая часть программы, ее исполнительские принципы нас пока не удовлетворяют»[5]. Перед ансамблем стояли трудности создания национального современного танца.

В 1960 году в составе ансамбля дебютировал финский мужской певческий ансамбль, начало ему положили энтузиасты: Максим Гаврилов, Эрик Раутио, Петр Титов, Энсио Венто, Леонид Каргулев. Они были исполнителями, авторами и соавторами. Практически во всех рецензиях этот молодой коллектив авторов особым образом выделяют и считают очень успешным и перспективным.

В содружестве с художником А. Акимовым в 1960-е годы были предприняты первые попытки решения сценического национального костюма. Ансамбль отказался от старинной одежды, теперь артисты были одеты в современные элегантные костюмы модного покроя с учетом национальных особенностей.

Репертуар ансамбля «Кантеле» в те годы включал финские, карельские, вепсские, русские и белорусские народные песни и танцы, советские эстрадные песни, хоровые и инструментальные сочинения профессиональных и самодеятельных композиторов Карелии и Советского Союза.

В течение 1960-х годов коллектив ансамбля «Кантеле» отметил два юбилея – 25-летие и 30-летие творческой деятельности. Эти события подчеркнуты выходом в печать крупных статей руководителя ансамбля С. М. Карпа. В них он поведал об истории ансамбля, о планах развития, о действующем репертуаре и новых программах. В этих статьях также знаком благодарности и зрительского восхищения отмечена деятельность многих артистов коллектива, имена которых появлялись в рецензиях на концерты в газетах и журналах по всей стране. Среди них солисты-танцоры Э. Баландис, И. Жуков, Г. Акимова, вокалисты В. Каликин, П. Титов, Э. Раутио, А. Филинов, К. Поволоцкая, Лидия Ванюшкина, кантелисты Т. Вайонен и М. Гаврилов, баянисты В. Ишанин, В. Быданов, А. Грачев и другие.

Наряду с выступающими с почетом назывались имена творческих руководителей всех коллективов, входящих в ансамбль – С.  Оськина (женская вокальная группа), В. Чижов и В. Мальми (балетмейстеры), Г. Максимов (хормейстер), Л. Косинский (кантеле-оркестр), В. Гончаров (хоровая капелла), В. Кононов (танцевальная группа).

С признательностью звучат имена тех, кто тесно сотрудничал с ансамблем и создавал его репертуар. Это поэты – А. Титов, С. Давыдов, А. Глейзаров, Г. Кикинов, А. Куклин, композиторы – В. Лиханова, Ю. Зарицкий, А. Маневич, И. Левкин, Р. Пергамент, Л. Теплицкий А. Антышев, К. Раутио, Г. Синисало, Л. Голланд.

Представив новую концертную программу в честь 25-летия ансамбля, коллектив встретил некоторую долю критики, озвученную во многих концертных рецензиях и на пленуме Союза композиторов Карелии (1962 г.). Проблема состояла в недостаточности новых инструментальных произведений и песен, отвечающих запросам времени. Простые рабочие, посещающие концерты, требовали произведений о героических трудах современников, руководство Союза композиторов – более плодотворной совместной деятельности с профессиональными композиторами.

Началась активная работа ансамбля на пути к осуществлению общей цели – поднять музыкальную культуру Карелии на новую ступень. Уже к 30-летнему юбилею «Кантеле» были заметны изменения в репертуаре, составлена новая программа под названием «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»[6], приуроченная к знаменательной дате в жизни ансамбля. В 1966 году свое второе рождение отмечал и сам инструмент кантеле, по этому поводу вышла большая статья М. Гаврилова о В. П. Гудкове[7] «Творец нового кантеле».

К следующему году, в честь 50-летия Октябрьской революции у «Кантеле» вышла другая программа. Новыми номерами, вошедшими в  юбилейную программу коллектива, стали: вокально-инструментальная сюита Р. Пергамента, включающая песни о Карелии, сочинения для хора – «Руна о счастье» А. Маневича, «Комиссары» Ю. Зарицкого, финская песня «Зеленые глаза», русская песня «На горе», для оркестра кантелистов – фантазия-увертюра на карельские темы А. Антышева, Вальс-шарманка Д. Шостаковича, популярная «Енкка» К. Сузи, танец «Карельские партизаны», поставленный В. Кононовым, и некоторые другие сочинения профессиональных и самодеятельных композиторов Карелии.

Таким образом, новое десятилетие, 1960-е годы стали в жизни ансамбля «Кантеле» во многом поворотным пунктом, рождающим коллектив нового типа, исполняющий актуальные произведения, укрепляющий и развивающий культуру родного края. За годы своей уже немалой к тому моменту творческой жизни коллектив «Кантеле» завоевал славу истинного хранителя и пропагандиста лучших образцов народного творчества и сочинений карельских композиторов, которым остается и до сих пор.


[1] Материалы предоставлены Отделом наследия ансамбля «Кантеле».

[2] Журнал «Север» был создан 1940 году - в качестве литературно-художественного издания только что возникшей шестнадцатой союзной республики КФССР. Фактически, это первое существующее республиканское печатное издание.

[3] Основана в 1950-е годы.

[4] Материал опубликован в газете «Ленинская правда» №122 от 25 мая 1961 г.

[5] Там же.

[6] По названию песни Ю. Зарицкого.

[7] Статья опубликована в журнале «Север» №3 май-июнь 1966 года.