Зрителям Контакты

«Белые спасушки» карелов и вепсов

И.Б.Семакова

 

«Белые спасушки» карелов и вепсов

(некоторые наблюдения за традицией изготовления

 кукол и игр с ними карельских и вепсских детей)

 

Традиционные игрушки являются объектами как материальной, так и нематериальной культуры. В коллекциях музеев они рассматриваются в двух классификационных группах: игрушки, используемые в подвижных играх и игрушки-образы. Вторая группа в свою очередь подразделяется на игрушки-имитации орудий труда общины, зооморфные, орнитоморфные и антропоморфные. К первой группе игрушек сотрудники музеев относят мячи, палки, волчки, бабки, кости и др. Существует мнение, что эти игрушки некогда имели сакральную функцию в обрядовых действиях человеческой общины. На взгляд автора, их функциями были мантическая (гадательная) и жертвоприношений.

Игрушки второй группы принято рассматривать в бытовой функции, в том числе, с педагогической нагрузкой. Автор считает, что подобное мнение несколько умозрительно, т.к. игрушки рассматриваются исследователями отдельно от игр. При смене исследовательской позиции у игрушек, отнесенных ко второй классификационной группе, как и у игрушек первой группы, обозначается и иная, не только бытовая функция. У игрушек зоо-орнито-антропо-морфных проступают функции магическая, мантическая и жертвоприношений, т.е. игрушки выступают как обрядовые.

Известно, что одной из черт традиционного детского творчества является восприятие, воспроизведение и хранение потерявших у взрослых и молодежи актуальность форм традиционной культуры, в частности обрядовых. Дети их адаптируют к уровню собственного восприятия и понимания, закрепляя в своей культуре на уровне действия как устоявшиеся в обществе необходимые с позиций биолого-социального выживания поведенческие модели. С этих позиций очень интересна традиция изготовления и игры девочек в куклы.

Куклы изготавливались из природного материала и из текстиля (ткани). На территории Карелии существовало несколько направлений технологий изготовления текстильных кукол. Это известные «условные» куклы-скатки (несколько форм), «реалистичные» сшиваемые куклы, а также куклы с зольными головами – скатки и сшиваемые. Существуют в традиции и комбинированные технологии изготовления кукол-скаток с привлечением иного материала, например, дерева (ветки, палочки, щепки), соломы (связанной в пучок/пучки или скрученной), травы. Сшивные куклы, вероятно, явление относительно позднее в Карелии. Они как бы «выбиваются» из общей «кукольной» картины: их изготавливают поштучно, часто прорисовывают (вышивают, прошивают) лица. Эти куклы повторяют анатомическую модель человека – девочки. Они требуют специально сделанной текстильной одежды, у них возможны волосы и прочие «очеловечивающие», «персонифицированные» детали.

С позиций этнографии автору более интересны другие куклы. Их отличительными чертами являются – безликость, безрукость, безногость, бесполость, т.е. полное отсутствие признаков жизни. Это куклы-покойники. Наличие условной головы в скатках и зольной[1] головы еще больше подчеркивают потустороннее происхождение кукол. Такие куклы принято было изготавливать «партиями» и играть с ними в «женском» пространстве дома – возле печи. К описываемому явлению возможно применение термина, употребляемого в причитаниях карелов для обозначения предков рода – «белые спасушки».

В летний период было принято изготавливать, играть, а затем закапывать (хоронить) в песке на берегу водоема «партии» кукол изготовленных их цветка одуванчика (репейника), щепочек, соломинок или спичек. Такие куклы были более «живыми» в сравнении с трикотажными куклами, поэтому и требовали специального ритуала погребения.

Традиция кукол и кукольных игр сегодня находится в стадии сбора полевого материала. Но даже на этом этапе понятно, что материал обширен, разнообразен, требует комплексного междисциплинарного подхода в описании и изучении. Возможно, что куклы и кукольные игры детей приоткроют завесу над обычаями и обрядами далеких предков карелов и вепсов, тех, кого величают сегодня и всегда «белые спасушки».

 


[1] Зола для изготовления кукол бралась, как правило, из печи или кострища, что, несомненно, указывает на принадлежность безликой, безрукой и безногой куклы к конкретному роду в качестве духа – предка, погребенного  по типу кремации и оживляемого водой (имеется ввиду технология изготовления головы – зола смешивается с водой и из густой кашицы с помощью льняной ткани и завязки формируется, т.е. «оживляется» голова куклы). Такие куклы нам известны только в традиции вепсов.