Зрителям Контакты

Духовные песнопения русских и карелов

И. Б. Семакова

Духовные песнопения русских и карелов

Духовные песнопения русских и карелов являются сложным в стилевом отношении феноменом музыкально-поэтической/вербальной традиции религиозной тематики, а также литературной формой. В фольклористике это явление описывается как «духовные стихи», «стихи», «святые песни», «старины», «божественные песни», «поминальные стихи», «похоронные стихи», «апокрифичеcкие песни», «песни-притчи», «псалмы» и др.; в древнерусских рукописях 15-17 вв. фигурируют как «стихи покаянные»; русские Карелии определяют их: «стих», «духовный стих», «молитва», «старина»; карелы (ливвики и людики) – «молитва» (malittu ), редко – «стих» (stihu ) и исполняют на русском и карельском языках. В традиции вепсов подобное явление уникально. З.И.Строгальщиковой в д. Ладва (оятские вепсы) записан стих «Алексей человек божий» на вепсском языке. Исполнение духовных песнопений приурочивается к церковным праздникам, постам, похоронно-поминальным обрядам, «для себя». Пели их странствующие нищие певцы-калики (трансформировалось в говорах Карелии в «калек», «юродивых»), пожилые женщины. Считается, что духовные песнопения получили наибольшее распространение в старообрядческой среде. Во второй половине 20 в. они сохранялись в Карелии отдельными исполнителями. Тексты помимо сохранности в соответствии с принципами бесписьменной культуры сохраняются так же в рукописных списках. В настоящее время в Южной Карелии, напр. в п. Эссойла Пряжинского района, отмечается некоторое оживление явления, омоложение исполнителей и самих форм духовных песнопений. Их сюжеты восходят к книжным истокам – Библии, Новому Завету, житиям святых, церковным гимнам, а так же к неканонизированным церковью произведениям иудейской и раннехристианской литературы – апокрифам (греч. apo´kryphos – тайный, сокровенный), кантам, псальмам, легендам, заговорам, сказкам и т.п. Значительная часть сюжетов имеет общеевропейский характер, однако действию в духовных песнопениях может придаваться местный колорит, что особенно характерно для карельской традиции. В 19 – нач.20 вв. Духовные песнопения традиционные для русских Карелии собирали: П.Н.Рыбников, А.Ф.Гильфердинг, Ф.М.Истомин и Г.О.Дютш, Ю.М.Соколов и др. Современные записи духовных песнопений хранятся в архивах ИЯЛИ КНЦ РАН, фонограммархиве Петрозаводской государственной консерватории. Первые собиратели духовных песнопений русских Карелии выявили, по сведениям Ю.М.Соколова, тринадцать сюжетов, среди которых: «Егорий и Олисафия», «Егорий храбрый» (мучения), «Алексей человек божий», «О жене милосердной», «Лазарь убогий» («О двух Лазарях»), «Голубиная книга» (голубиная, т.е. глубинная), «Рождество Христово», «Сон Богородицы», «Адам и Ева». По сведениям Н.Г.Черняевой таких сюжетов в 20 в. выявлено только десять и они не полностью совпадают с исследованиями 19 - нач. 20 вв. Репертуар духовных песнопений карелов лишь в основной части совпадает с репертуаром русских Карелии, отличаясь импровизационностью содержания, минимальной повторностью сюжетов, размытостью понятий самого содержания. Некоторые старины (былины) в Заонежье во время Великого поста исполнялись женщинами коллективно, как духовные песнопения, равно как и баллады различных исторических пластов (Заонежье, Пудож) – «Василий и Софья», «Братья-разбойники и сестра», «Иван Грозный и сын», «Роман губит свою жену» и др. В текстах духовных песнопений карелов отмечается контаминация устойчивых мотивов заговоров, причитаний, а так же сказок (например, о чудаках). Напевы духовных песнопений складываются из «особого сплава околоцерковных интонаций знаменного пения и поздней кантовой культуры в сочетании с фольклорными элементами эпической, лирической народной песенности», – пишет С.В.Фролов. В Заонежье духовные песнопения раннего исторического пласта принято исполнять на напевы былин; отмечаются и влияния напевов причети. Напевам духовных песнопений карелов свойственна высокая степень индивидуальной импровизационности, что роднит их с напевами причитаний, а так же интонационная подражательность церковной псалмодии. Манера исполнения духовных песнопений повсеместно тяготеет к эстетике молитвы: «помолитесь неторопливо, с чувством умиления, страха Божия, представляя при этом, что вы стоите пред Всеведущим и Вездесущим Богом» – поучает свою паству конца 19 в. законоучитель, священник В. Громов. По материалам собирателей наибольшее распространение духовные песнопения получили в с. Шуньга, с Толвуя, д Воробьи Медвежьегорского р-на; п. Римское, п. Песчаное Пудожского р-на; д. Колежма, д. Нюхча Беломорского р-на; д.Гангозеро, д.Лижмозеро, д. Койкары, д. Горка Кондопожского р-на; п. Эссойла Пряжинского р-на; д. Гавриловка, д.Обжа, д. Заозерье Олонецкого р-на. Среди знатоков духовных песнопений известны: И.А.Федосова, А.Г.Тихонова (д.Боярщина, ученица Т.Г.Рябинина), М.С.Ковина (Кижский погост), М.С. Мякишева (д.Марнаволок Авдеевской волости), М.Н.Северикова (д.Лонгасы, ученица Д.В.Сурикова), А.Б.Суриков (д.Конда, ученик Д.В.Сурикова), О.В.Потемкина (д.Середка), К.Е.Ремезова (д.Алексеево Пудожского р-на), а также Е.И.Кузнецова и ее дочь Н.Е.Тюлина (д. Гавриловка Олонецкого р-на), А.А.Федулина (д. Лижмозеро Кондопожскаого р-на), М.С.Медведева и А.А.Галашина ( п. Шуньга Медвежьегорского р-на.

Литература:

Адрианова В.П. Житие Алексея, человека божия, в древнерусской литературе и народной словесности. Петербург, 1917. Балашов Д.М. Народные баллады. М. – Л., 1963. Барсов Е. Из обычаев Обонежского края // ОГВ, 1867, № 12. Белоусов А. Из наблюдения над русским духовным стихом, 1. Два брата Лазаря – Quinquagenario. // Сборник статей молодых филологов к 50-летию проф..Лотмана Ю.М. Тарту, 1972. Бессонов П.А. Калики перехожие. Сборник стихов и исследование. ч. 1-2. М., 1861-63. (I, вып.1, 1889; II, вып. 2, 1880; III -V, вып. 3, 1881;VI-Х, вып. 4, 1883, ХI – ХVII,вып. 5, 1889; ХVIII-ХХIV, вып. 6, 1891). Былины. Русский музыкальный эпос. Сост.:Добровольский Б.М., Коргузалов В.В. М., 1981. Варенцов В. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. Веселовский А.Н. Разыскания в области русских духовных стихов. Кирпичников А.И. Святой Георгий и Егорий храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879. Ляцкий Е.А. Стихи духовные. Словеса золотые. СПб., 1912. Маслов А.Л. Калики перехожие на Руси и их напевы. СПб, 1905. Мочульский В.Н. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. Мурьянов М.Ф. Грааль и «Голубиная книга». // Актуальные проблемы советской  романистики.  Л., 1975. Новиков Ю.А. К вопросу об эволюции духовных стихов.// Русский фольклор, Т.ХII, Л., 1971. Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями: обрядовыми, голосильными, причитальными и завыванымими в 3-х частях О.Х. Агреневой – Славянской, ч.III, СПб., 1889. Песни русского народа. Собраны в губернии Архангельской и Олонецкой в 1886. Записали: слова Ф.М.Истомин, напевы. Г.О.Дютш. СПб., 1894. Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Издание подготовили: Разумова А.П., Разумова И.А., Курец Т.С., т.1. П., 1989; т.2. П., 1990. Русские эпические песни Карелии. Издание подготовила Черняева Н.Г. П., 198. Соколов Ю.М. По следам Рыбникова и Гильфердинга. // Художественный фольклор, вып. II– III. М., 1927.