Зрителям Контакты

Музыкальные традиционные инструменты

Инструменты музыкальные традиционные и инструментальная музыка являются важнейшими явлениями культуры народа. Они тесно связаны с формами традиционного быта, хозяйственной деятельностью, верованиями, обрядами и праздниками этноса. Органология/инструментоведение (наука, изучающая музыкальные инструменты) в настоящее время в Карелии более развита в сравнении с органофонией (наука, изучающая инструментальную музыку). Толчком к зарождению этноорганологии в Карелии стала собирательская деятельность финляндского ученого Э.Леннрота, создавшего под впечатлением от традиционного инструмента карелов и финнов в 1880-е гг. собственной конструкции хроматический инструмент кантеле. В 1890 г. русский ученый А.С.Фаминцын опубликовал монографию «Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. Исторический очерк», где подробно рассмотрел не только конструкцию близкородственного кантеле инструмента, но и его генезис в контексте евразийской культуры. Аналогичное значение имели инструментоведческий труд А.С. Фаминцына о домре и Н.Привалова о гудке. Эти работы не только оказали поддержку деятельности В.В.Андреева по созданию оркестра русских народных инструментов, но и сформировали научные взгляды этноинструментоведов следующего поколения – А.О.Вяйсянена (первая половина ХХ в., Финляндия), советского исследователя – фольклориста Е.В.Гиппиуса (1920-80-е гг.) и его учеников и последователей в Карелии – В.П.Гудкова (1930-е гг.), А.П.Черепахиной (1970-е гг.), А.Р.Абловой и И.Б.Семаковой (1990-2000-е гг.).Начальный период развития органологии Карелии связан с изучением карельских и финских инструментов – хордофонов, ставших национальными символами – кантеле и йоухикко.В 1930 –е гг. В.П.Гудков открыл для науки пастушеские аэрофоны карел. Их изучение продолжила А.П.Черепахина. Она же описала некоторые карельские идиофоны и мембранофоны. Исследованию природных литофонов посвящены работы А.Р.Абловой. И.Б.Семакова, кантелевед, ведет системную собирательскую работу по всем группам традиционных музыкальных инструментов народов Карелии и сопредельных территорий. С 1990-х гг. в Петрозаводской государственной консерватории курс этноинструментоведения ведет ученик Е.В.Гиппиуса И.В.Мациевский (С-Петербург). Традиционные музыкальные инструменты принято систематизировать в соответствие с принципами четырехклассовой систематики музыкальных инструментов, разработанных в 1910-х гг. немецкими исследователями Е.М.фон Хорнбостелем и К.Заксом: идиофоны,мембранофоны, хордофоны, аэрофоны.

Аэрофоны (№ по классификации Э.М. фон Хорнбостеля и К.Закса= 4) -музыкальные инструменты, в которых первичным источником колебаний (звука) является воздух. Аэрофоны по конструктивным принципам подразделяются на свободные (свободные, вихревые, вращающиеся, взрывные, с проскакивающим язычком) и собственно А. (флейты; шалмеи и трубы). А. – муз. инструменты – реликты. Они свидетельствуют об историко-культурных, в частности языковых, хозяйственных контактах этноса. А. народов Карелии представляют собой реликты финно-угорской языковой общности, балто-финских и славяно-финских культурных контактов. По номенклатуре аэрофонов возможно судить об особенностях культурно-хозяйственного типа этноса. В Карелии изучены преимущественно А. финно-угорских народов. Самые древние из них сохраняются как музыкальные игрушки детской традиции (чаще), являясь сезонными муз. инструментами. Они изготавливаются из бересты, дудника, веток деревьев, листьев, травы.

Научное собирание и описание А. в Карелии начато в 20 гг. ХХ в. Армасом Отто Вяйсяненом (Финляндия); продолжено в 30 гг. – В. П. Гудковым, В. Я. Евсеевым; в 40 гг. - финским военнослужащим Ахти Сонниненом (с. Шелтозеро и п. Паданы); в 70-90 гг. – В. А. Жуковой, Н. А. Криничной, И. В. Мациевским, А. П. Черепахиной, И.Б. Семаковой,  мастером-дизайнером А.В. Мешко; 90 гг. – преподавателями и студентами Петр. гос. консерватории. Значительный вклад в изучение А. Карелии в 80 гг. внес проф. университета г. Тампере (Финляндия) Тимо Лейсио.

А. свободные (№ 412.1) распространены повсеместно. Лист дерева: осины, ольхи, березы (lehti-кар.ливв., собств.кар., leht, listeine-веп.). Исполнительские техники аналогичны игре на травинке и бересте. Лист может быть свергут пополам и по линии перегиба отщипнуто отверстие, в которое вдувается воздух (№ 412.11).Наигрыши представляют собой подражание голосам птиц, свисту.

К А. – набору проскакивающих язычков относится гармонь (soitto, garmošku, tal´janku, tr´ohr´adku – кар. ливв., haitari – собств. кар,; garmošk, tal´jank – веп.; № 412.132). В Карелии распространяется с 70-х гг. ХIХ в., сопровождая танцы, пляски и массовые песни (в ХХ в.). Ее появление вытеснило традицию игры на кантеле. Широкое распространение игра на гармони получила в 30-70-е гг. ХХ в. Так, игрой на гармони в Олонецком районе владело большинство мужчин. На инструменте играли и женщины – карелки; их исполнительская манера отмечена мягкостью и лиризмом. В их репертуаре преобладают песни. К самым ранним формам распространившихся в Карелии инструментов относятся так наз. «венки» Они меняют гармонию - T-D – по принципу сжима и разжима меха. Получили распространение так же «тальянки», «хромки», а затем баяны, называемые «трехрядками». Местные стили игры на гармониках не отличаются виртуозностью, шармом инструментальных импровизаций и на протяжении десятилетий практически не изменились.

Травинка (heinü-кар.ливв., heinä-собств.кар., hein веп.), натянутая и зажатая между больших пальцев рук исполнителя. Тонкая пленка бересты, (tuohi-кар.ливв., собств.кар., веп.) – ленточный язычок в натянутом виде служит рассекателем воздуха, выдуваемого через плотно сжатые растянутые губы исполнителя – губную щель (№ 412.14).

А. вращающиеся (№ 412.21): прерыватель вращается в собственной плоскости. Инструмент с русским названием «палочка, щепочка» встречается в детской игровой практике вепсов. Карелы-ливвики таким образом могут вращать и другие предметы, напр. цепочки, ниточки с грузиком. Специальных названий инструмента нет.

А. вихревые (№ 412.22) представлены пуговицей (n´ubl´u – кар. ливв., nappiсобств. кар., nűbl - веп.), через отверстия которой протянуто нитяное кольцо. Перед игрой нитку закручивают, затем при ее раскручивании руки исполнителя регулируют натяженние нити – силу и ритм звучания инструмента

А. взрывные (№ 413.), при игре на которых воздух получает разовый уплотненный удар. Кнут, вица, бич – бытовые предметы – муз.инструменты (kunuttu, pl´etti,vičču – кар.ливв., vičča-собств. кар.; knut, bič’, pogonjalka -веп.) Используются в пастушеской практике для управления коровьим стадом. Исполнительская техника представляет собой размах древком с кнутом и резкий удар с возвратом руки пастуха в начальное положение. Вепсские пастухи на р.Ояти могут делать дополнительно к размаху 1-2 витка бича в воздухе. В этом случае звучит сначала свист-жужжание, затем – хлопок воздуха.

Собственно А. (№ 42): Флейты (№ 421) подразделяются на инструменты без сердечниковой щели (№ 421.1) и с сердечниковой щелью или щелевые (№ 421.2).Флейты № 421.1 классифицируются как продольные (№ 421.11) и поперечные (№ 421.12) Флейты № 421.2 подразделяются на инструменты с наружной щелью (№ 421.21) и внутренней щелью ( № 421.22).

Флейты без сердечниковой щели продольные одиночные открытые, без боковых отверстий (№ 421.111.11). В большинстве являются сезонными муз. инструментами детской игровой практики мальчиков. Могли изготавливаться взрослыми мужчинами во время сенокосных работ. Материал – ветки дягиля, перо лука, стебель одуванчика, цветы яснотки обыкновенной (глухой крапивы), стручки акации, соломка. Определяются информаторами по материалу изготовления – дягиль,лук, солома (butk, butki, laukanheinü-кар. ливв., putki, hukanputki- собств. кар., lukeine, but'k, korvabut'k, soloma, solomkeine - веп.) или действию, производимому с их помощью – свист, писк (lirutti, piičku, piisku –кар. ливв., pilli – собств, кар.,soitoine – веп.) Имеют один срез в 90º относительно ствола инструмента – нижний конец Верхний конец инструмента может быть оформлен в виде среза под углом: а) 90º; в) 35-75º; с) двух дугообразных срезов, образующих два «клювика» (встречается только у вепсов). Дополнительные вырезы в верхнем конце А.: а) отсутствуют. Исполнитель располагает инструмент вертикально, плотно прижимая его край к нижней губе. Губы музыканта несколько напряжены и растянуты; в) присутствуют. Имеется горизонтальный вырез в форме двух встречных полумесяцев (верхний чуть больше нижнего). Исполнитель прикладывает флейту к верхней губе при положении губ как в а). При игре исполнители могут помещать верхнюю часть А. со срезом вида а) полностью в рот. Среди техник игры на открытых флейтах встречается прием частичного прикрытия языком исполнителя воздушного канала. Флейты без сердечниковой щели продольные одиночные открытые могут иметь и 2-4 боковых отверстия ( № 421.11.12). Флейты без сердечниковой щели закупоренные одиночные продольные, без боковых отверстий (№ 421.111.21) являются преимущественно сезонными инструментами, изготавливаемыми из веток дягиля, ивы, ели. Инструменты из веток дягиля распространены у вепсов. Нижняя часть инструмента закрыта естественной перегородкой-узлом. Верхняя часть может быть оформлена как а) срез под углом 90º. Такая флейта с диаметром среза до 5мм и длиной 8-10 см. имеет боковую щель – прорез сверху до перегородки-узла (№ 421.111.21а – И.С.). А. имеет название по материалу изготовления (but'k – веп.) или по аналогии с открытыми флейтами. Инструменты разнообразны по материалу изготовления: ива, ольха, дягиль,ель, сосна (редко). Флейты с сердечниковой щелью закупоренные одиночные продольные или щелевые флейты, без боковых отверстий (№ 421.221.11).Это А. со вставной втулкой, образующей внутреннюю щель. Изготавливаются весной во время сокодвижения деревьев, роста трав или в другое время из предварительно размягченного материала (напр. распаренного в воде). Названия инструментов многообразны: а) сочетают название материала изготовления и  обозначают действие, производимого на инструменте, напр. pajupilli (собств. кар.) – ивовый свисток, leppäpilli (собств. кар.)- ольховый свисток; в) обозначают предмет через производимое действие – soitoine, svistok, dudočka (веп.), piisku (кар.ливв); с) звукоподражания действию – tuteine (веп.). Информаторы выделяют по функции группу флейт – манков на рябчика, называя их: а) по действию – piisku (кар.ливв); в) по предмету охоты и производимому охотником действию – püüpiisku, püüpiičku (кар.ливв. – «рябчиковый свисток»); с) называя предмет по  производимому действию – mankal (веп. – манок); d)сочетая в термине все вышеназванные формы словообразования: metallipüüpilli (собств. кар.). Манки на рябчика могут быть изготовлены и из конца глухариного (карелы, вепсы) или лебединого пера (только карелы), куриной косточки (вепсы). Наряду с конструкцией флейты со вставной втулкой, образующей внутреннюю щель,  без отверстий – манка на рябчика карелы-ливвики и вепсы культивируют флейту с относительно подвижной втулкой, служащей для настройки инструмента «под голос рябчика». Опытные охотники-вепсы различают и исполняют сигналы самца и самки рябчика, в то время как остальные подражают только голосу самки. Флейты с сердечниковой щелью закупоренные одиночные продольные или щелевые флейты с боковыми отверстиями (№ 421.221.12) в большинстве являются сезонными инструментами. Они могут иметь 2-4 боковых отверстия. Названия этой группы инструментов аналогично названиям А. № 421.221.11.Исключение составляет обнаруженный в 20 гг. ХХ в. у тунгудских карелов Беломорской Карелии инструмент kaža. На его коротком стволе расположены 4 боковых отверстия, К нижнему концу ствола свистковой флейты крепится маленький берестяной раструб. Функция инструмента сигнальная; использовался во время мужских  работ при подготовке пожеги.

Детские фигурные глиняные свистки относятся к сосудным флейтам со щелью (№ 421.221.4). Некоторые из них не имеют боковых отверстий ( № 421.221.41), однако большая часть инструментов имеет по 2 боковых отверстия (№ 421.221.42). Распространены в Карелии провсеместно через систему ярмарок и др. форм торговли. Только для вепсов изготовление инструментов – петухов, kukeine, fistul´k,tutuška – на большом пальце руки и обжиг их в печах является традиционным. Местные гончарные промыслы вепсов изготавливали глиняные свистки в виде птиц и баранов. Наигрыши импровизационны,часто звукоподражательны голосам птиц.

А. шалмеи – музыкальные инструменты, в которых струя воздуха при помощи колеблющихся пластинок (бьющих язычков) подводится толчкообразно к столбу воздуха, приводимого в колебание (№ 422). Они могут быть монолингвальными инструментами – кларнеты (№ 422.2); билингвальными – гобои (№ 422.1), полилингвальные ( б/№). Практически все шалмеи состоят из ствола, язычка и раструба (в инструментах – детских игрушках раструб часто отсутствует). Язычок кларнета может быть а) изготовленным из ствола инструмента приемом отщипа снизу или сверху с последующим утончением. Обычно язычок располагается на расстоянии 7-10 мм. от края инструмента; в) изготовленным отдельно от инструмента из тонкой, согнутой под углом 90º пластинки можжевельника, и привязанным к стволу А. Язычок свободно прикрывает воздушный канал инструмента. От упругости язычка зависит диапазон и регистр А. При игре на шалмеях головка инструмента (кларнеты) или трость (гобои) вкладывается в рот исполнителя. Пастухи, оберегая язычок деревянного инструмента от высыхания, хранят его во влажной среде.

Особенностью местных инструментальных традиций является невыявленность одиночных билингвальных шалмеев – гобоев (№ 422.1).

Среди одиночных с цилиндрическим каналом кларнетов с бьющим язычком изготовленным приемом отщипа снизу распространены в Приладожской Карелии и у вепсов инструменты из соломы. Раструбом инструмента могут служить руки исполнителя. Длина инструмента – 13,5-22,0 см, диаметр среза – 2-3 мм. Ствол инструмента может быть гладким; имеется 2-3 боковых отверстия. Особенностью исполнительской техники является обратный выдоху способ формирования воздушной струи – втягивание исполнителем воздуха «в себя». Такие инструменты в Приладожье называли soropilli, olkipilli (свисток с «головкой», соломенный свисток); Олонецкой Карелии – olgi (солома); у вепсов – solomkeine.

В шалмеях – одиночных кларнетах с бьющим язычком, отщипнутым приемом «сверху» воздушная струя вдувается в звуковой цилиндрический канал (№ 422.211). Ствол инструмента может быть без боковых отверстий (№ 422.211.1) или с 2-3 боковыми отверстиями (№ 422.211.2). В Приладожской и Олонецкой Карелии, у вепсов в качестве пастушьих инструментов были распространены инструменты с названием toropilli и 3-4 боковыми отверстиями со специально оформленными для удобства ладами на расширяющемся стволе с цилиндрическим каналом или без них на стволе ровного диаметра. Язычок отщипывался от края ствола инструмента на расстоянии 0,5 см. А.О.Вяйсянен зафиксировал в п. Суйстамо инструменты с параметрами:а) длина инструмента -28,0 см., дл. ствола– 17,2 см., дл. язычка – 1,1 см., дл.раструба из бересты – 11,5 см.; 3 боковых отверстия, строй: ces1- des1- es1-f -g1 ; в) - 30,5/14,0/2.8//18,0; 3? боковых отверстия, строй: as- des1- es1-f 1-g1). Инструменты могут называться: sarvi, liru, lirutti, paimentruba, paimenlirutti – кар. ливв.; liru - собств. кар.; sarv´, truba, dudka, soit – веп. Иногда в качестве раструба мастера использовали вместо бересты вываренный коровий рог. Пастухи Олонецкой и Беломорской Карелии культивировали цельнодеревянный с просверленным цилиндрическим воздушным каналом, выжженными 4-6 боковыми отверстиями и привязанным бьющим язычком из можжевельника – liru-собств. кар.; lirua,brelo, breloa-кар. ливв. – инструмент. А.П.Черепахина отмечает, что звук лиру светлый, прозрачный.

Аналогичный инструмент в некоторых местных традициях изготавливали путем раскола деревянной (осиновой, ольховой) заготовки, выжигания и вычищения воздушного цилиндрического канала и выстругивания бутылкообразного раструба. Обе части инструмента скреплялись берестяной обмоткой. Согнутый под углом 90º можжевеловый бьющицй язычок привязывался к стволу инструмента. А. имел 3-4 боковых отверстия. У прионежских вепсов инструмент делали 2 мастера: один изготовлял корпус, другой – настраивал инструмент – выжигал боковые отверстия. Инструмент назывался кар.-ливв. как lirua,brelo, breloa; веп. – truba, paimen- truba, lut, lutuine, tutuine, rožok. Длина инструмента от 28 см до 1м., диаметр раструба – 8-15 см., диаметр звукового цилиндрического канала – 0,7-1 см.

А.одиночный, полилингвальный (с несколькими - 4 и более бьющими язычками) с цилиндрическим воздушным каналом встречается в Карелии преимущественно в игровой практике городских детей. Инструмент сезонный, делается из стебля одуванчика, нижний конец которого отщипнут под углом 90º, а верхний конец расщеплен на несколько язычков. Специального названия не имеет., б/№.

Трубы – музыкальные инструменты, в которых струя воздуха, благодаря движению губ исполнителя, подводится толчкообразно к столбу воздуха, приводимого в колебание (№ 423). В Карелии распространены натуральные продольные трубы без мундштука (№ 421.121.11) и с мундштуком (№ 421.121.12). Являются пастушескими сигнальными  инструментами. Трубы из бересты без мундштука (№ 423.111; – tuohitorvi, torvi, torvio, paimentruba, truba – кар., труба, рожок – кар., рус., пастушеская труба, берестяная труба – рус.) распространены в Карелии повсеместно. Они имеют как прямую, так и изогнутую форму. Трубы изогнутой формы  Э.М. фон Хорнбостель и К.Закс определяют как продольные рога (№ 423.121.2 ). Размеры инструментов разнообразны. Часто трубам помимо сигнальной придается магическая функция. Например, в начале ХХ в. церковный староста д. Шуньга (Заонежье) трижды трубил на возвышенности в языческой роще на восходе солнца в Егорьев день (6 мая по н. ст – 23 апреля – ст. ст.). Считалось, что такой обряд помогал от порчи скота волками в течение всего сезона выпаса. Натуральная продольная труба с коническим воздушным каналом в ХIХ в. была распространена в южной части Беломорской Карелии. Она носила название luikku ( собств. кар.). Ее длина составляла 88-90 см. Известна многим народам Европы с древних времен. Сходное название luikka носил и деревянный инструмент, распространенный в р-не г. Сортавала c длинным узким 0,7-1,4 см.) цилиндрическим каналом и коротким широким раструбом, изготовленный из цельного куска дерева. Длина инструмента около 1м.; раструб составляет его десятую часть. В п. Суйстамо такой инструмент носил название brelo, был обмотан берестой. Мог иметь до 4-х боковых отверстий.

В Олонецкой Карелии еще в 30-е гг. ХХ в. встречалась натуральная прямая бутылкообразной формы  труба без мундштука до 2 м. Длиной. Способ ее изготовления аналогичен  луту вепсов. Ее название – turu, tűrű – от произносимых исполнителем в процессе формирования звука слогов. Инструмент способен издать только два звука, составляющие интервал кварты.

В Пряжинском районе еще в 30 г. существовал пастушеский инструмент – труба, носивший название liru и имевший сходную с liru форму.

В Олонецкой и Приладожской Карелии распространена натуральная продольная труба с мундштуком и раструбом, оплетенная берестой. Это paimentorvi, пастушья труба – кар., рус. Ее форма напоминает металлическую трубу, т.е. звуковой канал овально сложен втрое или в круг. Звуковой канал узкий – 0,3-0,5 см.

Идиофоны традиционные – муз. инструменты, издающие звук благодаря жесткости и упругости материала, из которого они изготовлены. Распространены во всех районах Карелии. Некоторые бытовые предметы в определенных условиях могут рассматриваться как и. трад., т.к. их музыкальная функция устойчива. Камни ( kivet – вепс., кар. люд., кар. ливв.) – небольшие парные соударяемые инструменты – литофоны. Женский инструмент, используемый с целью отпугивания в лесу, на пожне, сенокосе медведя. В случае необходимости один из камней мог стать литофоном ударяемым, по которому били, например, обухом топора (см. литофоны природны)е. Ложки (luzikku-кар. ливв., luzik – веп.) – соударяемый. Распространены у русских, вепсов и карелов Южной Карелии ( luzikat – кар. ливв., кар. люд., веп.). Исполнители используют две деревянные, во второй половине ХХ в. и металлические (алюминиевые), зажимая их указательным, большим и средним пальцами правой руки. Звук возникает в результате соприкосновения выпуклых поверхностей ложек. Набор приемов игры скромен: удары по ладони левой руки, реже – ладони вытянутой руки, коленям, груди. Исполнители – вепсы из с.Боброзеро Бокситогорского р-на Ленинградской обл. используют помимо описанных приемов удары по различным участкам движущейся вперед-назад с одновременными поворотами левой руки, плечам, основанию шеи. В сопровождении ложек  и гармоники принято плясать, реже – танцевать, петь частушки и плясовые песни. Аналогичные действия возможны и без участия гармоники. Ряженые во время зимнего святочного обхода домов практически повсеместно используют для сопровождения плясок печную заслонку, по которой ударяют мутовкой или колотушкой. Среди пастушеских инструментов вепсов и русских Вологодской области распространен барабан (baraban – вепс.) – сосновая, осиновая и др. доска прямоугольной или трапециевидной формы, по которой исполнитель ударяет поочередно двумя небольшими палочками с возможными утолщениями на концах, подвешиваемая на шею или на дерево (д. Шондовичи Подпорожского р-на Ленинградской обл.). Помимо сигнала «сбор» пастух мог сопровождать на барабане пляску (единичные факты). Упоминание о пастушеском барабане у карелов (1950-60-е гг.) встретилось однажды – в д. Кинерма Пряжинского р-на. Било или барабан – инструмент с сигнальной функцией – «тревога» – еще в 1960-70-е гг. встречался  практически повсеместно. Ударяемая его часть из звонкой доски, части рельсы, звонкого металлического предмета крепилась на специальной перекладине на двух столбах. Вместо била в зажиточных деревнях мог использоваться литой/изготовленный др. способом колокол висячий. В вепсском п. Сидорово Бокситогорского р-на Ленинградской обл. зафиксирован инструмент сторожей, известный под названием колотушка (kolotušk) – деревянный лопатообразный с вынутой параллельно ударяемым плоскостям серединой, с ручкой, на которой располагается рука исполнителя. На верхней боковой поверхности на кожаном ремешке или веревочке крепится деревянный шарик. Удары шарика по поверхностям колотушки при равномерном покачивании инструмента вверх-вниз извлекают звонкий, несколько суховатый по тембру звук. Некоторые бытовые предметы жителей Российского Севера возможно рассматривать как традиционные музыкальные инструменты, т. к. они используются в одних и тех же функциях и имеют устойчивые, организованные ритмически и тембрально, наигрыши. Это палка, на которую ставили гроб над могилой карелы Олонецкого р-на. В качестве муз. инструмента ее использовали до шестинедельного/40 дней срока со дня смерти умершего при посещении к. палку (batugu – кар.ливв.) вставляли в специально оставленное отверстие в могиле и трижды ударяли ею по крышке гроба. В аналогичной ситуации карелы др. районов Карелии используют доску (lawdu – кар.ливв.), располагаемую вдоль могилы. Палки широко используются в охотничьей практике для гона по деревьям пушных зверей, при стирке /толчении в ступе или корыте одной или двумя палками, при сопровождении пляски ряженых в зимние святки у южных вепсов, как музыкальный инструмент мальчиков на территории южной Карелии. Колокола висячие языковые (kello – кар. ливв.собств. кар., kel – вепс.) наиболее распространены в пастушеской и церковной практике. Церковные колокола литые, различных размеров. Как правило, изготовляются на заказ. Крепятся в определенном традицией порядке в специально приспособленных строениях – колокольнях. Маленькие литые колокольчики широко использовались с магической целью в свадебных обрядах. Колокола пастушеские имеют различные формы – круглые, квадратные, прямоугольные, трапециевидные – и размеры. Самые большие – до 15-20 см. в высоту колокола, крепящиеся при помощи специального ремня на шее лошадей; 8-12 см имеют колокола коров; колокола до 8 см в высоту могли крепиться на шеях овец. Для овец и коров иногда покупаются литые колокола. Колокола пастушеские изготавливаются преимущественно в местных условиях кузнецами или, в 20 в. токарями, сварщиками. Мастера-кузнецы в целях улучшения звуковых качеств инструмента стремились добавлять в состав металла медь, а иногда, как у южных вепсов, делать медный/бронзовый напой по ударяемым язычком колокола частям корпуса колокола. С этой же целью иногда (южные вепсы) корпус колокола «настраивался» на звучание в терцию, унисон, редко кварту, квинту. Литые колокольчики в 19- нач. 20 в. привязывали к дугам лошадей, особенно во время свадеб, праздников. Имитацией колокола в пастушеской практике карелов-ливвиков является ботало (botalu - ливв.). Изготавливается из подручных материалов, часто консервной банки и отличается от колокола надтреснутым, глухим звучанием. В пастушеской практике на шеи овцам подвешивают бубенчики (helud – вепс., шаркунцы – русск.) – металлический сосуд-погремушка с перекатывающимся внутри металлическим шариком (112.13). Широко используются в нарядной упряжи лошадей. При воспитании и развлечении детей грудного и младшего возраста широко применялись берестяные сосуды-погремушки – мячи, коробочки с заполненим их внутреннего пространства горохом. Формы детских погремушек могут быть разнообразными.

Мембранофоны традиционные – музыкальные инструменты, источники звука в которых являются туго натянутые перепонки. Бубен – (кар. ливв., helysin-собств. кар. вепс.) односторонний рамный барабан, состоящий из деревянного корпуса – обечайки и мембраны. В обечайке могут находиться парные металлические тарелочки – встряхиваемые идиофоны. Функции инструмента – ритмическая, в меньшей степени тембровая. Опытные музыканты стремятся за счет разнообразия приемов игры – удара легкого или более сильного по середине, краям мембраны, всей ладонью или пальцами, совмещаемого с потряхиваниями инструментом разнообразить палитру выразительных средств б. Редко используется прием резкого проведения большим пальцем по краю мембраны. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в гОлонец и Олонецком районе, п. Шуньга (Заонежье), п. Деревянное (Прионежье), п. Калевала (Беломорская Карелия) и др. существуют и сегодня любительские, в том числе, семейные инструментальные ансамбли: гармошка, балалайка, гитара, бубен, мандолина. Их репертуар – песенные и танцевальные мелодии. Мастерство исполнителя на бубне партнеры по ансамблю оценивают по разнообразию приемов игры, чувству ритма, владению динамикой. Гребень с тонкой бумагой (suga кар.-ливв., вепс., suka-собств. кар.,) используется преимущественно девушками и женщинами для сопровождения плясок, в том числе собственных, танцев, редко – при пении частушек. При игре г. прикладывается к полуоткрытым и слегка вытянутым губам исполнителя. Музыкант напевает мелодии без слов, а инструмент изменяет тембр голоса, придавая ему жужжаще-гнусавый характер. Известен практически повсеместно. Кар.-ливвики традиционно используют его в инструментальных ансамблях с целью расширения тембральной палитры.

Хордофоны традиционные (по классификации Э.М. фон Хорибостеля и К.Закса № 3) – музыкальные инструменты, источниками звука которых являются одна или несколько струн, натянутые между неподвижными точками. Нитка (rihma-собств. кар., rihmu-кар., ливв., rihm-вепс.) – элементарный, повсеместно распространенный музыкальный инструмент детской игровой практики. Один конец толстой нитки длиной 15-20 см. зажимают зубами левой стороны рта исполнителя. Другой конец нити надевают как петлю на указательный палец левой руки и натягивают или натягивают, зажав между большим и указательным пальцами. Играют указательным пальцем правой руки приемом «щипок». Музыкальный лук с одной струной – моно-гетерохордный (№ 311.1215 piššali - кар.ливв., jousi - собств. кар., taug - вепс.) – распространен у мальчиков как музыкальная игрушка. Струноноситель изготавливается из гибкого прута можжевельника или ивы во время, срезанного во время сокодвижения или в другое время из предварительно распаренной ветки. Диаметр струноносителя – 1,0-1,5 см., длина – 0,7-1,0 м. Струна в музыкальном луке еще в середине ХХ века изготавливалась из овечьей кишки или веревки, в конце 20 в. – лески диаметром 1,5-2 мм. По желанию мастера струна крепится в специальных пазах, сделанных в 2-3 см от края концов. Способы игры зависят от фантазии музыканта. Наиболее часто музыкант прижимает к себе выпуклую часть струноносителя, поддерживая левой рукой инструмент за один из его концов. Пальцами правой руки щиплют струну. В других случаях инструмент концом упирают в землю (пол), струнодержатель зажимают между коленей сидящего музыканта. Играют пальцами обеих рук вместе и поочередно приемами «щипок» и «бряцание». Широко распространены в качестве детских музыкальных игрушек у карелов-ливвиков, карелов-людиков, вепсов, русских Заонежья дощечные цитры – (314.11.5) без резонатора – инструменты с натянутыми параллельно струноносителю струнами корпусом. Корпус – прямоугольный отрезок доски длиной 0,3-0,6 м, высотой 1-1,5 см, шириной 12-15 см. Струны - металлическая проволока, веревки или нитки в несколько рядов. Крепятся струны на гвоздиках (по 3 с каждого торца или по 3 с лицевой стороны инструмента и 3 на дальнем торце доски). Для удобства игры под струны (с одного или двух сторон) подкладывают свободно передвигающуюся подставку из дерева или куриные косточки. Инструмент располагают на коленях исполнителя или, в русских районах, берут как балалайку. Основные приемы игры – щипок и бряцание. Дети стремились играть на инструменте тайно от взрослых: мальчики, сопровождая импровизированные пляски девочек. Однако в д.Каскезручей (северные вепсы) еще в первой половине 20 в. на подобном инструменте играли – «перебирали струны» – пожилые женщины, сидя в углу возле печки. Инструмент не имеет названия или определяется как «доска» (lawdu – кар. ливв., lawda – собств. кар. laud – вепс.). Вирсиканнель (virsikannel – фин.) – коробчато-шейковая лютня – монохорд с резонаторным отверстием, и одним колком на короткой шейке инструмента. На В. играют смычком (№ 321.32.71). Возможно присутствие накладного грифа с ладами. Длина инструмента около 100 см., ширина – 8-10 см., высота 10-12 см. Инструмент располагается на столе или специальной подставке. В 18 – нач.19 вв. введен в практику церковных, преимущественно лютеранских общин Финляндии для сопровождения пения псалмов и гимнов. В 19 в. получил достаточно широкое распространение среди ингерманландских финнов. В 1930-е гг. привезен М.Хямялайненом из родной деревни, расположенной на Сойкинском п-ве (Ленинградская обл.) по просьбе руководителя кантеле-оркестра В.П.Гудкова с целью расширения инструментального состава оркестра. Несколько экспериментальных инструментов было изготовлено в 1930-50-е гг. для кантеле-оркестра мастером В.Салопом. Балалайка (№ 321.322) – коробчато-шейковая лютня с треугольным корпусом, на котором вырезано резонансное отверстие и недлинной шейкой, разделенной с лицевой стороны металлическими ладами. Струны крепятся струнодержателем («кнопка»), натягиваются при помощи колков («шпеньки», «закрутки»). Над корпусом приподнимаются за счет специальной подставки-кобылки. Б. проникла в Карелию из С-Петербурга в кон. 19 - нач.20 вв. как результат деятельности основателя великорусского оркестра В.В.Андреева. Существует информация об индивидуальных попытках изготовления балалаек для собственных нужд парнями и мальчиками-подростками. В южнокарельских районах в первой половине 20 в.существовала как 6-струнный (с удвоением каждой струны с целью усиления акустических свойств инструмента) и 3-струнный инструмент. Струны – жильные, покупные, в последней четверти 20 в.– металлические. Играли на балалайке мужчины и женщины. Б. – инструмент преимущественно сольный, но часто включается в состав инструментальных ансамблей: б. или дуэт б. и гармоника, с возможным включением мандолины, гитары, бубна, треугольника, ложек. Строи традиционной б. типовые – ”балалаечный” (e1-e1-a1 ) и ”гитарный” (d1-f1-a1). Среди приемов игры преобладает бряцание. Обучение игре традиционно – по слуху. Некоторыми ритмическими фигурами балаечники, например, в Заонежье, овладевали при помощи специальных приговорок. Функция традиционной б. – сопровождать пляску, танцы, пение частушек плясового характера, хождение по деревне. Появление в деревнях Карелии Б., а также гармошки вытеснило традицию игры на кантеле и йоухикко на периферию традиционной культуры. Кантеле – дощечная цитра с резонаторным ящиком (314.121.5) тупоугольной формы. В детской городской среде с 1950-х гг. некоторое распространение получила музыкальная игрушка – цитра с резонаторной чашей. Струноносителем выступала металлическая коробка из-под чая, струнами – круговые резинки. Основной прием игры – щипок. Небольшое распространение среди музыкантов-любителей г. Петрозаводска в 20в. получила цитра, преимущественно для сопровождения пения. Использовалась так же в 1930-х гг. в оркестре Государственного  ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» по инициативе В.П.Гудкова.  В настоящее время цитру использует оркестр ансамбля народной музыки Петрозаводского гос. ун-та «Тойве». Мандолина – чашечная шейковая лютня (№321.321.6) получила некоторое распространение в сер. 20 в. как истр. традиционных любительских ансамблей г. Олонца и п. Видлица Олонецкого р-на (кар.-ливв.: гармоника, балалайка, ударные), д.Кузаранда Медвежьегорского р-на (русские), г. Кондопоги (финны-ингерманландцы, в составе анс.: 2 скрипки, мандолина, аккордеон) и сопровождала парно-массовые танцы: кадриль, падэспань, краковяк и др. Исполнители  на мандолине стремятся воспроизвести мелодию и обогатить тембральное звучание инструментального  ансамбля. В настоящее время мандолина широко используется в составе оркестров молодежных любительских коллектива г. Петрозаводска. Скрипка – коробчато-шейковым лютня(№ 321,322). Получила распространение в последней трети ХIХ в. и особенно в 20-50-е гг. 20 в. преимущественно в Северном Приладожье, п. Калевала, г. Кондопога. Скрипка была занесена финнами-мигрантами в Приладожье с территории Карельского перешейка и приграничных губерний Финляндии; в Беломорскую Карелию – из р-нов Ботнической и Южной Финляндии. Исполнительская манера ориентирована на сопровождение пения и танцев, исполняемых под песни. Пропагандистами игры на скрипке стали школьные учителя-финны, в частности, Аатами Росси. Под его руководством в 1930-е г.г. школьники п. Калевала изготовляли скрипки, затем учились на них играть. Были распространены 2 способа держания скрипки – с упором в грудь и классический – поддерживая инструмент подбородком. Хватка смычка классическая. Наиболее часто традиционные исполнители на скрипке играют во 2-ой позиции с использованием позиции 1-ой. Преобладают в игре штрихи legato и detache без использования приема vibrato. Динамика звучания ровная. В Карелии в настоящее время распространена как классический инструмент, в том числе в современных фольклорных ансамблях. Гитара – коробчато-шейковая лютня (№321.322.5). Получила распространение в Карелии во второй половине 20 в. благодаря поставкам инструмента через торговую сеть. Распространена шести- и семиструнная гитара. Приемы игры классические. Инструмент популярен в среде интеллигенции как сопровождающий пение популярных эстрадных и авторских песен, в том числе бардов. Йоухикко (jouhikko – кар., фин.) – коробчато-шейковая лютня (№321.322.71). Й. известен в Ингерманландии, Северном Приладожье.

Лит.:Timo Leisiö - Suomen ja Karjalan vanhakantaiset torvi- ja pillisoittimet. Kansanmusiikki-instituutin julkaisuja 12.-Kaustinen_ 1983. A.O.Väisänen – Karjalainen kansanmusiikki – karjalan kirja, 2 painos. - Porvoo, 1932. Э.М. фон Хорнбостель и К.Закс. – Систематика музыкальных инструментов//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка, т.1.-М.,1987. В.П.Гудков – Музыка карельских пастухов //Альманах ”Начало” №3-4, Петрозаводск, 1934. И.В.Мациевский – О музыкальных инструментах вепсского народа // Музыкальный фольклор финно-угорских народов: архаика и современность. -Таллин, 1979. А.М.Мирек – Гармоника. Прошлое и настоящее. – М., 1994. А.П.Черепахина – О традиционных формах бытования карельской инструментальной музыки //Музыкальное искусство Карелии. – Л., 1983, с.5-16