Зрителям Контакты

100 лет со дня рождения Абрама Голланда

Ольга Борисовна ВЛАСОВА

27 января 2011 года исполнилось 100 лет со дня рождения Абрама Исаевича Голланда – композитора, пианиста, дирижёра, общественного деятеля, заслуженного артиста Карело-Финской ССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР и КАССР.

В 1925 году в возрасте 14 лет юный Голланд приехал из родной Читы в Петербург и поступил в только что открывшийся Центральный музыкальный техникум, который был в те годы сосредоточием самых новых для того времени педагогических идей. Голланд начал заниматься в фортепианном классе Михаила Семёновича Друскина. Параллельно с занятиями по фортепиано он посещал класс композиции Петра Борисовича Рязанова. Ещё в период обучения в музыкальном техникуме молодой пианист выдержал огромный конкурс (около 200 человек) и получил работу иллюстратора немого кино в одном из кинотеатров на Невском проспекте. Во время киносеансов Голланд играл популярную музыку, а также импровизировал, выражая в импровизациях эмоции героев фильмов и событийный ряд, разворачивающийся на экране. Эта практика в дальнейшем пригодилась композитору при создании музыки к драматическим спектаклям и написании песен, вокально-симфонических произведений и оперетт.

В предвоенные годы Абрам Исаевич работал в разных театрах страны, а в 1940 г. он оказался в театре русской драмы в приграничном Выборге.

В годы Зимней войны по поручению Политуправления Карельского фронта Голланд организовал Ансамбль песни и пляски пограничных войск Карельского фронта и стал его художественным руководителем. Ансамбль, который отличали широта репертуара, профессионализм артистов, выступал на приграничных заставах и передовых линиях фронта. В 1942 году младший лейтенант Голланд одним из первых среди работников искусства был награжден орденом Красной Звезды. Находясь с ансамблем во время Великой Отечественной войны на территории Карелии, Голланд впервые встретился с молодой певицей Сирккой Рикка, выступавшей в составе женского вокального квартета. Так началось творческое содружество этих выдающихся музыкантов, которое на протяжении 40 лет украшало высокой исполнительской культурой и мастерством творческие площадки Карелии и СССР. По воспоминаниям певицы Абрам Голланд - лучший концертмейстер, из тех, с кем ей приходилось работать. Голланд, в свою очередь, именно Рикка доверял премьеру и дальнейшее исполнение своих вокальных сочинений, среди которых "Весёлый пастушок", "Люблю тебя, Карелия!", "Там, где милый". После войны Голланд остался жить в Карелии и активно включился в музыкальную жизнь республики. В 1944 году он стал членом республиканского отделения Союза композиторов СССР. Его послевоенный послужной список включает в себя работу в качестве дирижера Театра музыкальной комедии (1946), художественного руководителя и дирижера ансамбля "Кантеле" (1947–1950), концертмейстера, а затем художественного руководителя Карельской государственной филармонии (1956–1968).

Особые отношения у композитора сложились с ансамблем "Кантеле". Работа в коллективе позволила хорошо изучить исполнительскую специфику и возможности ансамбля и впоследствии много и разнообразно сочинять для него. Плодотворным было и творческое сотрудничество с мужским вокальным ансамблем "Манок", в исполнительской манере которого получили развитие традиции бытового финского ансамблевого пения. Для этих коллективов Голланд создал обработки карельских, финских и вепсских народных песен композитор, в которых народные мелодии, не утратив своей природной безыскусственности, обрамлены кружевом виртуозного вокального письма, требующего от исполнителей развитой певческой техники и высокого артистизма.

Композитор сотрудничал и с коллективами из районов Карелии: Сегозерским, Ведлозерским и Петровским народными хорами, народной хоровой капеллой Дворца культуры и техники "Машиностроитель".

В творческом наследии Голланда произведения разных жанров, но наиболее полно и разносторонне он проявил себя в песенном творчестве. В памяти слушателей надолго остались шуточные песни, которые можно охарактеризовать как юмористические вокальные миниатюры: "Суд над ершом", "Ворона", "Ивана пойка" и другие. Будучи блестящим пианистом, Голланд насыщал яркой образностью фортепианную партию, зачастую требующую виртуозного владения инструментом.

Театр – другая глубокая и постоянная привязанность Голланда. Он написал музыку почти к 80 постановкам Русского драматического театра, а одним из любимых жанров композитора была оперетта. "Маскарад в лесу", "Ребята настоящие", "А любовь – красота", " Возраст женщины" (совместно с Г.Синисало) – оперетты, в которых Голланд смог реализовать возможности синтеза вокального и хореографического, комического и лирического, привлечения разнообразных массово-бытовых и эстрадных жанров.

Яркая и неординарная личность Абрама Исаевича Голланда и его высокие профессиональные качества притягивали к себе творческих людей и, несомненно, во многом благодаря Голланду вторая половина XX века стала временем активного развития музыкальной культуры Карелии.

Опубликовано на Официальном портале органов государственной власти Республики Карелия 27 января 2011 г.