Зрителям Контакты

Рецензия на Парад солистов

 

Прекрасный труд артиста ансамбля «КАНТЕЛЕ» – дарить радость людям

Рецензия этномузыковеда Ольги Власовой на программу «Парад Солистов»

80 лет истории Национального ансамбля песни и танца Карели «Кантеле» неразрывно связаны с жизнью нашей страны и нашей республики. В эти десятилетия уместились тысячи событий: от создания В.П.Гудковым и его соратниками первого концертного кантеле до появления на профессиональной сцене кантеле-оркестра, от первых робких композиторских миниатюр до многочастных произведений для кантеле-соло в сопровождении оркестра, от первых кантелистов-любителей до музыкантов, виртуозно владеющих этим инструментом. Чистота лирики Карелии, сохранённая для нас вокальной группой «Айно», сотни танцев, наполненных сочными народными образами, яркими характерами, подсказанными самой жизнью – всё это огромная часть духовного богатства нашей республики, бережно сохраняемая современными артистами Ансамбля «Кантеле»

В 80-летнюю историю ансамбля вписаны сотни имён, среди которых особое место занимают солисты. Солист – это человек, способный не только на высшем уровне исполнить концертный номер, но гораздо больше – создать яркий художественный стиль и образ. Оглядываясь назад, мы вспоминаем артистов кантелистов Н.Кондратьеву, М.Гаврилова, Т.Вайнонена, чету Раутио, Т.Антышеву, В.Матвееву, вокалистов С.Рикка, Э.Венто, М.Кубли, П.Титова, Л.Теппонен, танцоров В.Кононова, Э.Баландис, Т.Пчелину, И.Жукова и многих других, кто со сцены доносил многочисленным зрителям запоминающиеся народные образы, красоту и достоинство людей нашего северного края.

Ансамбль «Кантеле» предоставил зрителям возможность увидеть солистов нынешнего поколения в специальной юбилейной программе «Парад солистов». Яркие, разнообразные по эмоциональному насыщению номера из репертуара ансамбля разных лет составили основу программы. Не стало удивительным для нашего зрителя, выросшего на этническом  многоголосии Карелии, сочетание в одном концерте сценически переосмысленных музыкальных и танцевальных традиций карелов, вепсов, финнов и русских Карелии.

«Корневой» инструмент ансамбля – кантеле – был представлен в двух диаметрально разных плоскостях. Состояние парения и абсолютной возвышенности подарила зрителям Анастасия Красильникова, исполнив совместно с оркестром «Кантеле» музыкальную картину Ирины Шишкановой «Куда плывут облака». Упругость танцевального ритма, круговорот музыкального рисунка и неожиданные акценты «Кельтских танцев» Константина Шаханова – всё это развеяло представления о кантеле, как инструменте лирическом: кантеле подвластны сильные чувства и эмоции.

Ярким образцом сценической интерпретации фольклора стали карельская баллада «Jaakko ja Maria», экспрессивно исполненная Татьяной Перонь, поморская старина «Ездил старенькой да по синю морю» в исполнении Александра Иванова и свадебная песня «Как по морю», в исполнении Анастасии Каравай (музыкальные обработки народных образцов сделаны Вячеславом Ивановым, художественным руководителем ансамбля «Кантеле»).

Уникальная по благородству линий и ясности выражения поморская песня «Голубь-голубочек» прозвучала в исполнении Ирины Поповой, особенно подчеркнув утончённую лиричность этой исполнительницы.

Выразительная пластика танцоров Натальи Варшеевой, Андрея Смалюги, Александра Дудаля украсила хореографические миниатюры «Финская полька» и «Эстонская полька через ножку» (хореография И.Моисеева). Эти жанровые пасторальные сценки идиллического характера не утрачивают своей актуальности в 21 веке и тепло принимаются публикой.

В хореографической миниатюре «Вепсский разговор» (постановка И.Зоточкиной), созданной на лексике вепсского танца и исполненной Татьяной Папуловой и Борисом Гавриловым, современный пульс пробивается сквозь музыкальную и хореографическую ткань номера.

Непосредственный задор фольклора с его неожиданной и всегда желанной импровизацией зрители услышали в карельской «Ристу-кондра» в исполнении Михаила Красильникова.

Умение создавать яркие образы, исполняя современную музыку, продемонстрировали ведущие вокалистки ансамбля: «Ария Звезды» из спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Алексея Рыбникова, исполненная Ириной Поповой, и романс «Листопад» в исполнении Татьяны Перонь раскрыли не только исполнительские возможности певиц, но и в целом спектр музыкальных стилей подвластных нашим солистам.

«Парад солистов» завершился, но то особое настроение возвышенности и творческого подъёма, остаётся с нами. А впереди у Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» новые встречи с любимым зрителем.