Зрителям Контакты

Виктор Пантелеймонович Гудков

Виктор Пантелеймонович Гудков – культработник, журналист, поэт, драматург, переводчик, композитор, фольклорист, создатель хроматического кантеле, основатель и дирижер Государственного ансамбля песни и танца Республики Карелия «Кантеле», Заслуженный деятель искусств К-ФССР (1939 г.), один из основателей Союза композиторов Карелии (1937 г.), член Союза писателей Карелии (1940 г.) – род. 4 сентября 1899 в г. Воронеже – ум. 17 января 1942 в г. Фрунзе. Был сыном дочери курского помещика, проф. медицины, психиатра П. П. Викторова (ум. 1928 г.) Ольги (впоследствии эсерки, участницы событий Первой русской революции, осужденной на 5 лет в 1908 г. за участие в рев. кружке, ум. в 1928 г. в г. Мурманске) и мещанина, юриста П. Г. Гудкова (ур. г. Землянска Воронежской губернии. Виктор Пантелеймонович Гудков окончил экстерном юридический факультет Московского университета, осужден на 1 год в 1908 за недоносительство на рев. деятельность жены; ум. – 1914 г.). В 1911-16 гг. учился в Воронежском частном училище г. Парфикнович-Кричевской, которое окончил с отличием. Там познакомился с деятельностью В. В. Андреева по созданию оркестра русских нар. инстр., играл в оркестре на балалайке, музицировал на гитаре; с 1920-х – на шарманке, цитре (учился в Ленинграде у А. Галсмана), окарине, с 1930-х – на мандолине, различных народных аэрофонах, кантеле, фортепиано. С 1918 г. жил в г. Мурманске, работал в отделе губернского политпросвещения, руководил в клубе железнодорожников молодежной агитбригадой т.н. «синеблузочников» «Живая газета», был внештатным корреспондентом губернской и районной газет. В качестве санитара, оспопрививателя, затем политработника служил в Красной Армии (1920-21 гг.), комиссован по сост. здоровья (тиф, сах. диабет). После возвращения в г. Мурманск (1921 г.) работал в РОНО, редактировал газету «Полярная правда»; вступил в ряды КПСС (1921 г.), избирался членом пленума Губисполкома ВКП (б), членом пленума райкома ВКП(б). По заданию Мурманского обкома КПСС основал газету «Кандалакшский коммунист» (1931 г.) и работал в ней гл. редактором (1931-32 гг.). Многие статьи газеты посвящены трудовым будням жителей Приполярья – рыбакам, оленеводам, железнодорожникам. В 1931 г. у рабочего депо ст. Кандалакша А. Хокконена увидел финское т.н. «большое» 30-тиструнное кантеле.

Виктор Гудков с целью знакомства с «Калевалой» в подлиннике изучает карельский и финский языки, знакомится с коллекцией муз. инструментов Музея Ленинградской филармонии, в Краеведческом музее г. Петрозаводска изучает коллекцию традиционных карельских долбленых кантеле, знакомится и сотрудничает с директором Музея (с 1931 – дир. КНИИ) С. А. Макарьевым. Макарьев поддержал Виктора Гудкова в стремлении создания хроматического кантеле во всех оркестровых формах на основе традиционного карельского долбленого диатонического малострунного инструмента. В августе 1931-го по чертежам Виктора Гудкова столяр Г. И.Огарков изготовил опытный образец усовершенствованного за счет введения порожка со стороны колков двухоктавного с диатоническим строем (с13) 14-тиструнного кантеле. За год работы в г. Кандалакше на деньги КНИИ (300 руб.) были сконструированы шесть усовершенствованных оркестровых кантеле: 3 примы, 2 альта, бас. Была предпринята и неудачная попытка воссоздания по рисунку в энциклопедии т.н. скрипичного кантеле (viulukantele) или кантеле со смычком – т.н. волосяного кантеле (jouhikko) – греческой круты. Позднее разработка смычковых хордофонов велась на основе традиционных для ингерманландцев инструментов jouhikko и virsikannel. По результатам выступления на весенней 1932 сессии КНИИ Виктор Гудков был зачислен в его штат в качестве аспиранта. Его научным руководителем стал сотрудник фонограммархива Пушкинского Дома – известный советский музыковед-фольклорист, ученик и соратник Б. В. Асафьева Е. В. Гиппиус. В Петрозаводске работу Виктора Гудкова продолжал курировать С.А.Макарьев. Столяр – краснодеревщик А.З.Ямщиков в 1932-33 гг. по просьбе Виктора Гудкова и совместно с ним продолжил работу по модификации кантеле: увеличил количество струн при одновременном увеличении и оптимизации формы корпуса инструмента; вел поиск путей усиления звука за счет использования в работе сочетаний различных резонансных пород дерева. С 1933 партнером Г. по разработке и изготовлению хроматических кантеле всех оркестровых форм являлся столяр-модельщик литейного цеха ОТЗ Е.Е.Клюхин. Он создал наиболее удачные по звуку и форме образцы инструментов, хроматический механизм которых реализовывался с помощью разноуровневых металлических выемок на порожке. Им создана и интересная по конструктивным особенностям модель хроматического кантеле-пикколо – верхняя дека разделена порожком на два отдела. Работы по модификации кантеле и его оркестровых форм шли опытным путем с последующим изготовлением чертежей для массового выпуска инструментов на базе артели «Промигрушка». Виктор Гудков прилагал усилия для выпуска инструмента с самоучителем, с целью распространения среди населения Карелии любительского бытового музицирования на кантеле. Апробация экспериментальных инструментов шла на протяжении 1931–1941 гг.. Виктором Гудковым были созданы творческие экспериментальные коллективы: секстет учащихся ФЗО (май 1932 г., г.Кандалакша), экспериментальный оркестр кантеле Финского Детского Дома (г. Петрозаводск, 1932-33 гг.), оркестр кантеле Педагогического института (1934-35 гг.), секстет кантеле (1935–36 гг.) при Доме народного творчества, оркестр кантеле стрелковой бригады из 30 чел. (1935 г.), оркестр кантеле Петрозаводского Дворца пионеров (1937 г.); Виктор Гудков обучал артистов Ленинградского ТЮЗА игре на кантеле для пьесы Д.А.Щеглова «Клятва» (1937 г.). Любительские коллективы принимали участие в Выставке достижений народного хозяйства КАССР в г. Ленинграде (1935 г.), в Первом Всесоюзном радиофестивале (1936 г.). На основе ранних любительских коллективов Виктор Гудков создал профессиональный коллектив из 12 человек (1 июня 1936 г.). Первоначально это был оркестр кантеле, члены которого пели и танцевали. На протяжении следующих лет в штат коллектива вошли певцы и танцоры – учащиеся бывшего театрального училища, солисты из Петровского народного хора, выпускники Олонецкой средней школы, солисты Дома народного творчества, традиционный исполнитель на кантеле – И.И.Лебедев (с февраля 1938 г.). С целью подготовки кадров ансамбль песни и танца «Кантеле» набирал и обучал т.н. учеников. В течение 1932-42 гг. Виктор Гудков создавал педагогический и концертный репертуар, ноты ряда композиторских сочинений погибли во время эвакуации ансамбля (1941-42 гг.), а также пожара (1948), в результате которого сгорели почти все инструменты, изготовленные А.З.Ямщиковым и Е.Е.Клюхиным. Ансамбль участвовал в Декаде карельского искусства в г. Москве (1937 г.), гастролировал по районам Карелии, Мурманской, Калининской обл., Белоруссии и др.; обслуживал части Красной Армии на Карельском перешейке во время т.н. «зимней» войны СССР с Финляндией (1939 – 40 гг.).

Виктор Гудков был избран Депутатом Верховного Совета КАССР (1939-40 гг.), членом Карельского Исполкома ВКП (б) (1939 г.). В первые дни Великой Отечественной войны он записался в Народное ополчение, совместно с художником В. Буторовым выпускал рукописную публичную газету «Окна Карелфинтага», в которой стихами-подписями под карикатурами реагировал на фронтовые события. С ансамблем «Кантеле» в 1941-42 гг. находился в эвакуации в Киргизии, где умер в вагоне поезда 17 января 1942. Похоронен на кладбище г. Фрунзе.

Творчество Виктора Гудкова по художественным идеям, эстетике и особенностям авторского стиля и принадлежит течению неоромантизма революционного и фольклорного направлений. Он является зачинателем музыкальной фольклористики в Карелии. Под влиянием своего учителя и коллеги Е. В. Гиппиуса, фольклориста-музыковеда З. В. Эвальд, разрабатывавших уже в предвоенные годы структурно-типологические методы слогового музыкально-ритмического и мелодического анализа, Гудковым был организован сбор, первичная обработка музыкального материала, эквиритмический перевод текстов песен с карельского и финского языков на русский, определены основы его научной жанровой классификации, предпринято научное и научно-популярное описание образцов песенной и инструментальной традиционной культуры карелов, вепсов, русских Карелии. На основании записей фонограммархива Пушкинского Дома, карельского (п. Спасская Губа) и вепсского (с. Шелтозеро) фольклорных хоров на Декаде карельского искусства в Ленинграде (1937 г.), музыкальных записей комплексной экспедиции ленинградских исследователей в Заонежье (по инициатива Б.В.Асафьева,1926) Виктором Гудковым под руководством Е.В.Гиппиуса и совместно с З. В. Эвальд, Н.Н.Леви был подготовлен и издан сборник «Песни народов Карело-Финской ССР» (1941 г.). Проблемы музыкальной фольклористики Карелии обозначены Гудковым в статье «К вопросу изучения карельской народной музыки» (1933 г.), «Музыка Калевалы» (1935 г.); исследования в области традиционных аэрофонов карелов Южной Карелии обобщены им в очерке «Музыка карельских пастухов» (1934 г.); наблюдения над традицией долбленых кантеле карелов и наигрышам на них – в статьях «Живое кантеле» (1933 г.) и «Карельское кантеле» (1937 г.). Творчество композитора Гудкова составляют инструментальные и оркестровые (для кантеле, оркестра кантеле) миниатюры, в т.ч. – обработки народных напевов, вариации. Развитие музыкальной ткани часто исходит из особенностей мелодий-цитат – напевов народных песен и наигрышей. Велико значение басовой опоры и фонообразующих структур. Наиболее известны авторские музыкальные пароизведения: «Прелюдии», пьеса «Часы», «Финская круговая полька» для кантеле-соло, квартета и дуэта кантеле; «Вариации на финские и карельские темы»; обработки: «Тупицынская кадриль», «Напевы рун «Калевалы» для оркестра кантеле. Виктор Гудков создал значительное число произведений педагогического репертуара для кантеле-соло: «Десять прогрессивных этюдов», «Школу игры на кантеле». Ряд его произведений, прежде всего, педагогического репертуара, а так же стихи 1941-42 гг. были утрачены в годы войны и эвакуации ансамбля, некоторые муз. сочинения погибли в огне пожара, произошедшего в здании «Кантеле» в 1948 г.

Раннее творчество Гудкова-поэта отмечено «прометеевской» революционной образностью. Такова гражданская лирика сборника «С Севера» (1922 г.) с центральным стихотворением «Мы с пожарищ». Уже в 1920-е годы Гудков поднимал в творчестве проблемы национального звучания. Под влиянием традиционных песен финнов и карелов, эпоса «Калевала» им были созданы лирические стихи, опубликованные уже в первом поэтическом сборнике. Этому направлению творческой деятельности принадлежат произведения среднего периода творчества – стихотворение «Кантеле», поэма «Старый Тойво» (1927). В завершающий период творческой деятельности эту линию творчества продолжили лирический поэтический  цикл «Любовь и разлука» (1940), эпическая поэма «Выбор» (1938). Эпическая линия в творчестве Виктора Гудкова ярко проявилась в драматических сочинениях: в либретто одноактной оперы «Три брата» (1939 г., муз. Р. С. Пергамента, 1948 г.), пьесы – драматической поэмы «Сокровище Сампо» (1941 г.), («Сампо» в публ. 1945 г.). Жюри Всероссийского конкурса на лучшую пьесу (1941 г.) отметило работу Гудкова-драматурга премией. Эта работа создавалась под влиянием эстетических идей народной драмы известного ленинградского и петрозаводского режиссера Д. А. Щеглова. Музыкальность поэтического склада стихов Гудкова привлекала к сотрудничеству с ним композиторов: К. Э. Раутио «Звучи, мое кантеле» (песня), «Новое березовое кантеле» (соч. для хора), Р.С. Пергамента « Мил дружочек», «Победа будет за нами».

Лит.: Г.: «Живое кантеле» – газ. «Красная Карелия», 16.10.1933; «Музыка карельских пастухов» - жур. «Начало» № 3, 1934 г. Петрозаводск; «Музыка «Калевалы» - жур. «Начало», №4, 1935, г. Петрозаводск; «Карельское кантеле» – жур. «Народное творчество», № 8, 1937 М. Ноты: Пьеса для кантеле, Прелюдии: С – dur («Часы «); a - moll; G - dur; e - moll; A - dur; fis - moll; E - dur; H - dur; gismoll; Fdur; dmoll; Bdur; gmoll; b - moll; esmoll; Gesdur; «Финский круговой танец» (перел. для кантеле); «Карельская свадебная» (пер. для кантеле); О Г.: