В седые далекие времена новгородцы, псковичи, московитяне и всякий свободолюбивый люд – охотники и рыболовы, мореходы и пахари, суровые и жестокие ушкуйники, – осваивали Север. Их суда – самый быстрый в те времена транспорт – продвигались по рекам, озерам, через болота и наволоки в Корелу, Обонежье, Заволочье, к студеному Белому морю – Гандвику и к Ледовому океану. Бывало, оттесняли они Лопь, Весь и Корелу с промысловых путей, осваивали их, оседали на вольных землях, обзаводились семьями, строили дома и крепкие корабли, хозяйствовали, торговали с соседними и далекими народами.
Заонежье славится сохранившимися былинами и богатой палитрой свадебных песен, резными деревянными церквями и, конечно, знаменитым на весь мир кижским архитектурным ансамблем. Чтобы попасть из Заонежья в Пудожский район Карелии достаточно сесть в лодку и пересечь Заонежский залив. Близость пудожской и заонежской земель определила сходства их культурных традиций, но в то же время породила и своего рода соперничество. Население Пудожгорья всегда отличалось особым чувством юмора и веселым нравом. Здесь родились свои напевы и былинные сюжеты, а земля стала известна многочисленными сказителями. Поморье, расположенное на далёких берегах Белого моря, заняло особое место в культуре нашей республики. Эта земля ассоциируется с образами смелых моряков – покорителей стихии – и сильных женщин, самостоятельно ведущих хозяйство, с праздниками встреч рыбаков и множеством суеверий и обрядов, оберегающих корабли.
Суровая жизнь на Севере закалила души и тела русских первопроходцев. Недюжинное трудолюбие и лихой авантюризм первооткрывателей укрепили их характер. Здесь, на Севере, жизнь ходила рядом с мгновенной смертью в море или озере, на путине или зверобойном промысле, на соледобыче или торговом пути. Истовая вера северян в Бога, удачу, жесткий расчет и трудолюбие помогали русичам закрепиться в суровом крае, жить только одним сегодняшним днем, верить в себя и добрый день завтра.
Первопроходцев дома ждали хозяйственные, суровые на вид и малоразговорчивые подруги. Их великая вера в удачливость мужей и сыновей, горячая любовь и предназначенная только для одного, самого родного мужчины – мужа, нежность помогала мужчинам-северянам выживать. Поэтому баловали суровые русичи подруг и дочерей богатыми нарядами, жемчужными уборами и украшениями, яркими заморскими камнями.
На северных русских просторах без песни, старины-былины или хоровода, лихой мужской пляски людям не прожить. Основательность северян, нескончаемое человеческое терпение и вера, их хозяйственная хватка, любовь и верность жен и подруг позволила Русскому Северу стать всемирным заповедником культуры. Здесь, в Поморье, Заонежье, Пудоже и Обонежье до 70-х годов ХХ века возможно было услышать старинные былины о героях Киевской и Новгородской земли, духовные стихи о нерукотворных чудесах, лирические протяжные, несколько заунывные, но завораживающие своей красотой, увидеть красоту девичьих хороводов и удалых мужских плясок. На Русском Севере каждое слово имело значение и смысл, поэтому словам всегда было просторно, а мыслям – тесно. Вслушайтесь и вглядитесь в русскую северную культуру внимательно. Она и сегодня живет в каждом из нас, потомков первопроходцев Русского Севера.
Режиссер-постановщик, автор сценария – Г. Исаевский, заслуженный работник культуры Карелии.
Художник по костюмам – А. Власенко, заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств Карелии
Художник по свету – О. Снижевская.
Компьютерная графика – Д. Безденежных.
В роли Деда-Википеда – В. Мойковский, артист Театра драмы РК «Творческая мастерская», заслуженный артист России, народный артист Карелии.
Научный консультант программы – И. Семакова.
Ансамбль «Кантеле» благодарит за консультации при подготовке программы научных сотрудников Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН к.и.н. К.К. Логинова и к.ф.н. В.П. Кузнецову,профессора Педагогической академии к.ф.н. Л.П. Михайлову,сотрудников Музея-заповедника «Кижи» Н.С. Михайлову, М.М. Гусеву, В.Е. Кантор, П.Б. Лёгкую.
Премьера — декабрь 2012 года.
Продолжительность программы — 80 мин.