Появление ансамбля в 1936 году стало важным этапом в формировании профессионального национального искусства Карелии. В 30-е годы прошлого века в Петрозаводске был создан Симфонический оркестр, Финский театр и Театр кукол, Союз композиторов, Музыкальное училище. Основателем и первым руководителем ансамбля стал композитор, поэт, этнограф Виктор Пантелеймонович Гудков (1899-1942).
В одной из далеких карельских деревень довелось ему увидеть кантеле. Восхищенный звучанием этого инструмента, он решил посвятить свою жизнь популяризации этого музыкального инструмента. В 1932 году Виктор Гудков создал в Петрозаводске группу кантелистов, из которой впоследствии вырос ансамбль «Кантеле». В числе первых в Карелии Гудков начал работу по собиранию и нотированию музыкально-поэтического фольклора карелов, финнов, вепсов – на этом материале формировался репертуар молодого коллектива.
Ансамбль стремительно рос и развивался как универсальный коллектив. Вскоре в нем появилась танцевальная группа (первый руководитель – Василий Иванович Кононов) и большой смешанный хор (находился в составе «Кантеле» до 1991 года). Первые солисты хора были известны не только в Карелии, но и за ее пределами, в их числе Сиркка Рикка, Энсио Венто, Милица Кубли, Люция Теппонен.
В 1951 году в «Кантеле» появилась женская вокальная группа "Айно". Ее первым руководителем стала хормейстер Софья Павловна Оськина. Вокальная группа "Айно" и сегодня украшает творческий коллектив "Кантеле", сохраняя и продолжая традицию национальной певческой школы.
История ансамбля неразрывно связана с именами многих талантливых карельских творцов: композиторов, поэтов, художников, артистов, хореографов. Музыку к программам "Кантеле" создавали Карл Раутио, Рувим Пергамент, Гельмер-Райнер Синисало, Леопольд Теплицкий, Абрам Голланд – трудно назвать композитора Карелии, чей творческий путь ни разу не пересекся с ансамблем. Сегодня их рукописные ноты хранятся в фондах коллектива. С "Кантеле" сотрудничали и многие известные карельские художники - авторы эскизов костюмов и сценографии к программам.
Так задуманному в качестве «кантеле-оркестра» коллективу суждено было вырасти до ансамбля, объединившего культуру игры на национальных инструментах с песней, танцем, костюмом; стать лабораторией национальной исполнительской и музыкально-сценической традиций Карелии. Годы культурного строительства и трагедия Великой отечественной войны, "оттепели" и "застои", смена политического устройства и желание творить, несмотря ни на что. Ансамбль "Кантеле" прошел через все эти испытания и поэтому сегодня его судьба составляет важную часть истории культуры нашей республики.<