Версия для
слабовидящих
Купить билеты

Национальный ансамбль песни
и танца Карелии

«КАНТЕЛЕ»

Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"

г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, 6

Приемная директора: +7 (8142) 78-43-69

+7 (814-2) 76-02-11

Заказ билетов: +7 (8142) 76-10-46

Заказ билетов: +7 (911) 412-68-79

dom.kantele@yandex.ru

Виктор Пантелеймонович Гудков — это первое имя, которое надо назвать, говоря о создании «Кантеле».
Кем он только не был за свою жизнь! Поэт и музыкант, фольклорист и исследователь, композитор и основатель ансамбля «Кантеле»…

Какой он был? Странный, страстный, увлеченный… Близорукий человек в очках. Человек-легенда, кажущийся нам сегодня гигантом… Но почему-то хочется думать, что совсем не случайно он, русский, уроженец Воронежа, явился в Карелию, чтобы стать зачинателем великого дела возрождения кантеле.

«Еще в детстве читал «Калевалу» в русском переводе. Потом, в 1931 году, увидел у одного рабочего финна кантеле, музыкальный инструмент, воспетый в «Калевале» Разработал проект усовершенствования инструмента и организации кантеле-оркестров. Послал этот проект в Карельский научно-исследовательский институт. Меня приняли в аспирантуру…» 

Эти отрывки из биографии прозвучали и были зафиксированы стенографисткой в Москве в 1941 году на секции драматургии в Союзе советских писателей, куда, зажав под мышкой рукопись, отправляется Виктор Гудков…

В.П.Гудков был человеком неординарным и обладал широтой интересов. Со школьных лет он интересовался народной музыкой и писал стихи. Так, в 1921 году он опубликовал сборник своих стихов «Юношеские стихи», а затем, в 1922 году — сборник стихов «С севера». В.Гудков также играл на цитре тирольские песни и импровизировал.
Творческие устремления В.Гудкова полностью раскрылись в Карелии — крае, который он полюбил. «Я, русский человек, был восхищен, услышав впервые карельские и финские народные песни… Карельский народный фольклор сверкает драгоценными камнями», — писал он.

В сентябре 1932 года В.Гудков был принят в аспирантуру КНИИ. Пребывание в аспирантуре дало возможность изучить финский и карельский языки (ливвиковский диалект), благодаря чему В.Гудков сделал множество эквиритмических переводов на русский язык карельских, вепсских и финских народных песен, сказов и легенд (возможно, В.Гудков также владел вепсским, немецким и французским языками). В числе первых в республике, он начал работу по собиранию и нотированию музыкально-поэтического фольклора карелов, финнов, вепсов и других народов, проживающих на территории Карелии.

В.Гудков изучил кантеле в совершенстве, он творчески подбирал репертуар для ансамбля «Кантеле». В.Гудков привлекал деревенских парней, девушек, учил их музыкальной грамоте, прививал им любовь к искусству. Усовершенствовав карельский народный инструмент кантеле, В.Гудков одновременно создал школу игры на нем. Постоянный контакт с самым широким слушателем, зрителем — одна из основных традиций, заложенных В.Гудковым. Создание совершенной модели кантеле и основание кантеле-оркестра стало самой главной задачей жизни В.Гудкова. Так создавались реальные предпосылки к образованию в Карелии оркестра кантелистов, уникального коллектива.

Возрождение Кантеле

Карелия издавна славилась своими рунами, былинами, песнями, сказками. Рунопевцы под аккомпанемент кантеле воспевали подвиги сынов Калевалы – Вяйнямёйнена, Илмаринена, Лемминкяйнена.

В начале 30-х годов по всей Карелии было известно имя Ивана Лебедева. Житель деревни Чуккойла Пряжинского района, он бережно донес до нас не легенду о кантеле, а живое звучание инструмента. О том, как делали кантеле, Иван Иванович говорил так: «Мы выдалбливали короб из куска дерева, приколачивали к нему деку и сверлили на ней три-четыре отверстия – для звонкости. Потом для придания нужного цвета держали короб над медленным огнем в деревенской бане, натягивали 8-10 металлических струн – и готова музыка». Иван Лебедев стал одним из первых участников ансамбля.

Виктор Гудков часто выезжал в самые отдаленные уголки Карелии для сбора поэтического и музыкального фольклора. В 1932 году он вместе с композитором Натальей Леви буквально исколесил южные районы республики, отыскивая россыпи народного творчества. Результатом этой работы стала подготовка и публикация сборника «Песни народов Карело-Финской ССР».

Все пристальнее приглядывается фольклорист к старинному кантеле, слушает его серебряное звучание в умелых руках народных исполнителей, и его все больше увлекает идея – улучшить внешний вид кантеле и расцветить его звучание, превратить простенький короб в профессиональный инструмент. Не имея необходимых специальных знаний, он страстно добивается осуществления задуманного – рассчитывает, вымеряет, делает чертежи.

К работе над улучшением кантеле Гудков привлекает Евдокима Клюхина, краснодеревщика «Культпромартели». Трудная и ответственная работа по созданию нового инструмента длилась около 2-х лет; поиск, настойчивость и опыт победили: получился невиданный доселе по форме многострунный инструмент с хроматическим строем. Родилось новое кантеле с широкими музыкальными возможностями. В то же время инструмент сохранил специфические особенности старого кантеле: мягкость, лиричность, «серебристость» звучания.

Наряду с кантеле В.Гудков предпринимал попытки усовершенствовать и другие  традиционные карело-финские инструменты: йоухикко, вирсиканнель, пастушьи рожки. Результаты работы над йоухикко и духовыми пастушьими инструментами остались неизвестными. Что касается вирсиканнеля, то Матти Хямяляйнен привез Гудкову два инструмента из своего родного края Инкери, и Гудков достаточно быстро освоил вирсиканнель (видимо, это уже было легче после того, как он изготовил свое первое усовершенствованное кантеле). Один из инструментов Гудков взял себе в Кандалакшу и, используя его модель, создал два  вида оркестровых инструмента:  маленький  и  большой вирсиканнель (до этого  все попытки В.Гудкова создать вирсиканнель на основании сведений из энциклопедий заканчивались неудачно). Основная форма инструментов сохранилась полностью, определились его стандарты, к нему добавили вторую струну, жильные струны поменяли на металлические. В новых инструментах было 3 октавы. Сохранились фото вирсиканнеля, инструменты были изготовлены Огарковым (архив «Кантеле»), позже руководителем ансамбля «Кантеле» Вольдемаром /Владимиром/ Салопом.

Наверх
Товар добавлен в корзину