Трудно представить, но подобно тому, как мощная река начинается с крохотного ручейка, «Кантеле» начинался с малышей 10-12 лет, которых Виктор Гудков решил приобщить к мастерству игры на старинном инструменте.
Версия для слабовидящих |
|||||
Национальный ансамбль песни и танца Карелии«КАНТЕЛЕ» |
Трудно представить, но подобно тому, как мощная река начинается с крохотного ручейка, «Кантеле» начинался с малышей 10-12 лет, которых Виктор Гудков решил приобщить к мастерству игры на старинном инструменте.
Андрей Артамонов – один из тех первых кружковцев, связавших с «Кантеле» свою судьбу. Спустя много лет, в 1986 году, он пришлет свои воспоминания о первых робких соприкосновения с незнакомым инструментом:
«В далеком 1932 году в городе Петрозаводске был создан самодеятельный кружок «Кантеле» в составе: руководитель Гудков В.П, участники: Артамонов А., Чернояров Н., Габукова М., Лингстрем М., Вильянен Г. Мы занимались – учились мастерству игры на кантеле – в небольшой квартире Виктора Пантелеймоновича Гудкова. Инструмент был изготовлен самодельный, но мы были влюблены в него и верили, что настанет день, когда будет создан большой коллектив-оркестр».
«Надо было видеть, с какой любовью и терпением воспитывал Гудков в своих питомцах любовь к музыке. Он учил людей и учился сам – у композиторов Н.Н.Леви и Л.Я.Теплицкого – композиции, гармонии, он изучал историю музыки <…> Он дирижировал оркестром, он был хорошим чтецом, он играл на цитре и окарине. Словом, это был всесторонне одаренный человек. Но больше всего его занимало кантеле…» (из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»).
В сентябре 1933 года оркестр кантеле возобновил свою деятельность. К нему присоединились ученики старших классов финно-угорской школы и студенты карельского Педагогического Института, у которых было начальное музыкальное образование.
Студенты Педагогического института (Павлов, Митрофанова, Истомина), исполняли песни на русском, финском и карельском языках. В репертуаре этого оркестра были такие произведения, как «Утро» Э.Грига, «Музыкальный момент» Ф.Шуберта, «Руны Калевалы» и «Тупицинская кадриль» В.Гудкова. Последняя названа по имени известного кантелиста С.И.Тупицына, от которого она была записана. (Интересно, что в Пряже местный радиоузел еще в 1933 г. транслировал игру этого кантелиста-виртуоза. Тупицын играл и на йоухикко).
Большим достижением оркестра, по мнению Гудкова, было участие в передаче «Калевала-обработка» (посвященная «Калевале») на радио 17 мая и 5 апреля 1934 года. Но вместе с тем техника исполнения, по мнению Гудкова, была еще на недостаточном уровне.
К сентябрю 1934 года оркестр вырос до 15 человек. Он все чаще выступал в клубах, красных уголках г.Петрозаводска и на радио.
В это время происходит качественное изменение состава оркестра. Наряду с основным инструментом кантеле в оркестр были введены вирсиканнель (Кертту Мякинен), две цитры (Майки Хямяляйнен и Аунэ Хуттунен) и гармонь (Алиса Вялимаа). В программе оркестра были «Мельничиха» Ф.Шуберта, «Колыбельная» Годартина, «Романс» Р.Шумана, «Колыбельная» В.А.Моцарта, а также народные произведения и танцы. Вот имена первых артистов: И.Валтонен, К.Вильянен, Е.Валлен, Х.Чуккоев, Г.Вихко, М.Хямяляйнен, А.Хуттунен, К.Мякинен, А.Вялимаа, М.Линдстрем, Х.Мартин, Т.Викстрём, Т.Корпилахти, С.Мякинен, Н.Чернояров, Р.Ройне.
В марте 1935 года оркестр выступил на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня издания эпоса «Калевала». Помимо карельского, финского фольклора звучали произведения Э.Грига, Ф.Шуберта, В.А.Моцарта, П.Чайковского.
Выступление прошло успешно, об оркестре заговорили и им стали интересоваться: «…оркестр достиг значительных результатов овладения классической музыкой. Этот шаг придал оркестру ценность, увеличилось количество выступлений, улучшилось искусство исполнения, и об оркестре можно говорить как о самостоятельном музыкальном самобытном и оригинальном коллективе…. Оркестр проводит большую организаторскую работу для основания любительского оркестра, состоящего из сорока членов Красной Армии. Первые 14 начали работать» (С.Колосенок. Заново рожденное кантеле //Красная Карелия от 05.07.1935).
В конце 1935 года многие участники коллектива окончили университет, и оркестр распался. Оставшиеся артисты продолжили работу в оркестре при Красной Армии. Оркестр красноармейцев состоял из 19 человек и достиг большого успеха в Ленинграде. О более позднем периоде армейского оркестра сведения, к сожалению, отсутствуют.
Таким образом, в 1932 году в Петрозаводске было создано несколько кружков кантелистов: в Доме пионеров, в педучилище, в Доме народного творчества. Звучало кантеле и в руках красноармейцев петрозаводского гарнизона. Школьники и студенты вырастали, красноармейцы уходили в запас. Основу коллектива кантелистов составили Кертту Вильянен, Милдред Лингстрем и Виктор Гудков. Потом пришли Н.Кондратьева, А.Ходакова, Н.Федорова, А.Гапукова, А.Хямяляйнен, Н.Чернояров, Л.Каргулев, М.Гаврилов.