В процессе поиска новых путей развития ансамбля С.Карп и Л.Косинский приходят к решению, сыгравшему особую роль в творческой жизни «Кантеле»: они отказываются от традиционного соединения хора с оркестром.
«Каждому, – пишет С.Карп в своей книге «Кантеле», – кто хоть поверхностно знаком с жанром, известно, что совместное выступление этих двух групп ансамбля обычно считается в концерте центральным. Это справедливо, но для тех случаев, когда исполнительские возможности коллективов совпадают. В «Кантеле» такое соединение было лишь данью установившейся традиции: грациозные кантеле вынуждены были приспосабливаться к мощному звучанию хора. Кантелистам приходилось применять не свойственные им прием игры, пользоваться красками, чужеродными в палитре кантеле. Хор же, в свою очередь, должен был подстраиваться под звучание кантеле, ограничивать свой репертуар из-за возможностей аккомпанемента».
Художественную несостоятельность соединения хора и оркестра, по всей вероятности, чувствовали руководители «Кантеле» и раньше. Предпринимались попытки создать собственно хоровые номера (их «Кантеле» продемонстрировал уже на Неделе карельской музыке в Москве в 1951 году, когда хор под руководством Г.Максимова пел без инструментального сопровождения). Но на большее пока никто не решился, и в концертной практике так и продолжали сосуществовать два жанра, наглядно демонстрируя недостатки и преимущества каждого из них.