Версия для
слабовидящих
Купить билеты

Национальный ансамбль песни
и танца Карелии

«КАНТЕЛЕ»

Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"

г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

«Современность в том, чтобы служить вечности», – сказал классик отечественной литературы Валентин Распутин. Виола Мальми сделала попытку доказать это на деле.
Подход к Эпосу – нетрадиционный: нет ни одного героя «Калевалы». Весь арсенал художественных средств – сама Виола Мальми определяет жанр первого отделения как «представление» – привлечен для раскрытия общечеловеческих тем мира и войны, труда и любви, рождения музыки.
Для усиления ощущения атмосферы сегодняшнего дня были использованы абстрагированные костюмы из холстины, лишь передающие дух старины.

Программа состояла из двух частей: I часть посвящалась 150-летию карело-финского эпоса «Калевала» («Руны Калевалы»); II часть – 40-летию Победы в Великой Отечественной войне («Новое Сампо»).

Происходящее на сцене комментировали двое ведущих – на русском и финском языках.

В I отделении программы несколько разделов, среди которых «Рождение огня», «Рождение кантеле», «Пастушьи заклинания» – сюиты, связанными единым драматургическим замыслом.
В оркестр введены карельские народные духовые инструменты: торви (пастушья сигнальная труба валторнового тембра) и лиру (пастуший кларнет с серебристым пронзительным звуком, имитирующим голоса и звуки природы).
Хореографическая лексика представлена классическим танцем, пластикой и современными ритмами. Искрометный юмор пронизывает насквозь все представление. II отделение по форме – традиционная концертная программа, посвященная Победе в Великой Отечественной Войне. По духу – идея новой счастливой жизни, выкованной ценой собственной победы, собственного созидательного труда.
Логическая связка первого и второго отделения: кующая счастье мельница Сампо, перекочевав из «Калевалы», воплотилась в действии второго отделения. Утверждающий пафос: «Счастье куют сами люди!» – прозвучал, став главенствующей мыслью народного эпоса.
Финал II отделения – лихая «Северная кадриль» в постановке Василия Кононова и завершающий «Гимн труду» (музыка Г.Синисало, слова Я.Ругоева) – был исполнен всем составом ансамбля. Пафосная тема Победы прозвучала на ударной волне, ведь некоторые из находящихся на сцене еще сами помнили всполохи военных лет…

Программа «Руны Калевалы» вызвала резонанс среди самых разных слоев публики, прессы, новой волной оживив интерес к ансамблю. Сразу же откликнулась пресса:
  «В новой программе ансамбля «Кантеле» много яркого и необычного, много творческих находок. Интересна мысль построить всю программу в плане единой развернутой композиции, в которой крупные звенья – «Рождение огня», «Рождение кантеле», «Свадьба» – «прослаивают» ритуальные пляски, заговоры, причитания, пейзажные музыкальные зарисовки. Динамична смена контрастных эпизодов в первой руне, выразителен «Тотемический танец» – одна из лучших ее хореографических сцен. <…> То искреннее воодушевление, с которым были приняты все показы программы в Карелии и за ее пределами, страстность споров, которые она породила, говорят о многом. Зритель благодарен ансамблю за его смелый поиск. Программа воспринимается заинтересованно, как нечто долгожданное. Все говорит о том, что в Карелии созрела почва для широкого привлечения народного искусства к созданию произведений синтетических жанров, которые отразили бы широкую современную проблематику – идею созидания, идею противостояния мира и войны, борьбы со стихиями, идею творчества». Т.Краснопольская, «Ленинская правда» (Петрозаводск) от 31.01.86.

Восторженный прием ждал «Руны Калевалы» в Финляндии:
«На сцене плескались цвета то огня, то моря, а как только они пропали, поднялись перед зрителями белые березы, зеленые ветви которых волновались и плакали. Эти цвета, точные движения, песня и звучащие фоном мелодии символизировали содержание «Калевалы». Если это представление отражает взгляд на Калевалу соседей из-за восточной границы, можно сказать, что он, по сравнению с нашим, более конкретный, темпераментный и мистический <…> Во всем была своя хореография и напряженность, но каждая часть при этом поддерживала другую. Сценарий и музыка, сольные выступления дополняли друг друга <…> Лучшей сценой, по-моему, были Пастушьи заклинания…». Йукка Кемппа, «Кескисуомалайнен» (Финляндия) от 27.06.85

«В представлении было что-то от волшебства, которое привносило мистическую сторону Калевалы. Запомнилась плачущая женщина на авансцене, которая оплакивала погибших в огне. Ее плач можно было понять как серьезное предупреждение при игре с огнем…». Илмари Лухтасела, «Калайекилаасо» (Финляндия) от 16.06.85

С этой программой ансамбль «Кантеле» стал участником II Всероссийского смотра ансамблей песни и танца, заключительный показ которого проходил в Москве в Концертном зале им. П.И.Чайковского в 1986 году.
«Жемчужинами России» назвала «Советская культура» коллективы ансамблей песни и танца, представленные на смотр. Завершившийся творческий отчет ансамбля в Москве подтвердил высокую артистическую форму коллектива: ансамблю «Кантеле» было присуждено III место.

В мае 1986 года «Кантеле» еще раз выступил с программой «Руны Калевалы» в Москве (на сей раз на фестивале «Московские звезды») уже с титулом дипломанта II Всероссийского смотра ансамблей песни и танца.
В этом же 1986 году, году 50-летия ансамбля, «Кантеле» удостоился высокой награды – Ордена «Знак Почета».

Товар добавлен в корзину