Сегодня на вопрос: «Как же удалось сохранить ансамбль?» – В.И.Сеидов отвечает: «Выжили за счет того, что постарались сделать перестройку внутри ансамбля, пристроившись к потребностям дня. В эти годы, несмотря на все экономические и прочие трудности, стала возникать новая волна интереса к народной культуре, к исконным нашим корням… Просто прошедшая перестройка в обществе совпала с перестройкой внутри ансамбля».
Форма ансамблей «песни и танца», возникшая в 30-е годы и сохранившаяся до 80-х, уже стала устаревать. А время диктовало свои, порой жестокие, законы. Нужны были коренные перемены, и они не заставили себя ждать.
Отказались от музыки советских композиторов и почти – от авторской. Сложился репертуар из произведений народной музыки, обработанной в самых различных стилях. Ярко, красочно; на каждый номер – новые костюмы.
Произошла реконструкция и в рядах самого коллектива. Было поставлено несколько приоритетных задач: сделать ансамбль – ансамблем; создать совместные номера, в которых бы участвовали все артисты и коллективы ансамбля. Преобразовать оркестр: сделать его более подвижным, мобильным. Отказаться от дирижирования на сцене (до сих пор оркестром на сцене управлял дирижер) – учить партитуры наизусть. Оркестр расширили и дополнили новыми инструментами – скрипками, альтом, аккордеонами, флейтой, кларнетом. Из этого состава в дальнейшем и образовался вариант так называемого «финского инструментального ансамбля», отличительной способностью которого было легкое и органичное передвижение по сцене, артистичное исполнение собственных номеров и аккомпанемент.
Газеты запестрели заголовками: «Кантеле умирает», «Скрипки забьют кантеле»… Но «Кантеле» хоронили уже не раз.