Версия для
слабовидящих
 

Национальный ансамбль песни и танца Карелии 

«КАНТЕЛЕ»

- Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле" -

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

На фото, где запечатлен только что основанный профессиональный кантеле-оркестр, видны инструменты. Они изготовлены мастерами А.Ямщиковым и Е.Клюхиным. На этих инструментах струны (в отличие от баса) находятся уже на двух уровнях. В музее г. Турку есть хроматическое кантеле Леннрота, которое, по словам Дальблома, очень напоминает эти кантеле. Разница лишь в том, что у кантеле Леннрота на месте стержня была кобылка (подставка).

Как видно, к работе над улучшением кантеле Гудков привлекает еще одного мастера – Евдокима Клюхина, краснодеревщика «Культпромартели».
«Отец Kлюхина был столяром-мебельщиком. На зиму уходил на заработки в Питер, брал с собой мальчика. Сын на ходу перенимал отцовское умение и в 12 лет уже умел делать шпоны и шипы, полировать и лакировать. А когда мальчику исполнилось 13 лет, отец определил его учеником к хозяину мебельной лавки Kлеерову. Вернувшись домой, Евдоким обосновался не в родном Яндомозере, а на родине жены в Kосмозере. Открыл мастерскую. Стали появляться и индивидуальные заказы. Через некоторое время его мастерская стала филиалом «Kарельской березы», потом его пригласили в систему промкооперации главным мастером-консультантом.
Мечта о создании музыкального инструмента, более совершенного, чем знали его предки, увлекла и краснодеревщика. И он со всей страстью приступил к этой необычной работе.
Много ночей подряд горел свет в окнах старого дома по ул. Луначарского. Kружились желтые листья, сырой осенний ветер выводил протяжные мелодии. Работа требовала поиска и веры в успех. Мастера двигались на ощупь. Натягивали струны, снова снимали, меняли конфигурации верхней крышки и, в конце концов, добились нужного тембра. Инструмент был готов! День этот был воскрешением кантеле» (из статьи Ивана Костина в газете «ТВР-Панорама» от 10 июня 1998).
Трудная и ответственная работа по созданию нового инструмента длилась около 2-х лет; поиск, настойчивость и опыт победили: получился невиданный доселе по форме многострунный инструмент с хроматическим строем. Родилось новое кантеле с широкими музыкальными возможностями. В то же время инструмент сохранил специфические особенности старого кантеле: мягкость, лиричность, «серебристость» звучания.

На фото выше запечатлен кантеле-оркестр. Инструменты были сделаны мастером Е.Е.Клюхиным. Для последнего периода творчества Евдокима Клюхина характерен более широкий стержень, есть завитушка и появляется несколько резонаторных отверстий. Со стороны крышки находящиеся возле струн шипы были заменены общей объединяющей подставкой.

Более подробное описание этого инструмента приводит Гудков в журнале «Народное творчество». В кантеле прима и альт струны располагаются на двух высотных уровнях. Диапазон примы от c1 до c3, альта от c до c2. В басу было 15 струн, настроенных диатонически, диапазон от c1 до c1; способ игры был описан выше. Такую же конструкцию имел и контрабас, его диапазон составлял от f2 до f. Кантеле пикколо имело диапазон от c2 до c4, 14 струн поделены подставкой на две неравные части.

Производство кантеле в 1937 году шло вперед. Как отмечает П.Хюппонен в статье «Искусство Советской Карелии», »организована группа кантелистов, которая играет на более усовершенствованных кантеле, и их распространение идет по всей Карелии».

Однако, принимая во внимание высокие требования Гудкова к качеству звука при выступлениях на больших сценах, следует признать, что эти кантеле все же звучали слабо, а среди других недостатков были дребезжание, несовершенство механики и хрупкость корпуса.

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.