Следует отметить, что работа над усовершенствованием кантеле продолжалась на протяжении всего времени существования ансамбля, ведь инструменты, созданные в конце 1930-х годов Евдокимом Клюхиным, а в более поздние годы другими мастерами, не были свободны от недостатков.
В дневнике Максима Гаврилова можно проследить, как ансамбль работал над улучшением качеств инструмента, название которого носил.
В 1941 году была попытка заказать изготовление новые инструменты кантеле мастеру из Ленинграда – его имя, к сожалению, не упоминается. С мастером вели полемику М.Гаврилов и Л.Каргулев, так как мастер хотел изменить форму инструмента: «21 мая 1941. К нам приехал конструктор, мастер по музыкальным инструментам из Ленинграда. Были с Л.Каргулевым на встрече у него. Возникали споры, полемика. Мастер думает вводить свои новшества…»
О результатах этого разговора ничего не известно, делал ли этот мастер новые кантеле, или нет. Вероятно, осуществиться этим планам помешала война. Работа над музыкальными инструментами не прекращалась и во время войны. После изнурительной «гастрольно-эвакуационной» поездки ансамбля в Среднюю Азию он осел в Беломорске – военной столице Карельской республики. Здесь ансамбль ждали, его любили, о нем заботились.