Версия для
слабовидящих
Купить билеты

Национальный ансамбль песни
и танца Карелии

«КАНТЕЛЕ»

Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"

г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, 6

Приемная директора: +7 (8142) 78-43-69

+7 (814-2) 76-02-11

Заказ билетов: +7 (8142) 76-10-46

Заказ билетов: +7 (911) 412-68-79

dom.kantele@yandex.ru

Из дневника М.Гаврилова: «7 июня 1951. Совещание у министра культуры И.И.Цветкова: подготовка к неделе к-ф музыки и танца в Москве<…> Когда речь зашла об усилении кантеле как инструмента, то Косинский не нашел ничего другого, как предложить усилить звучание через искусственные электрические усилители. Как можно кантеле превращать в гавайскую гитару, ведь исказится натуральный звук, будет ненужная вибрация, да и технически пока это невыполнимо. Выступил категорически против. Увеличивать звучание кантеле нужно путем естественных поисков и экспериментов, что мы и пытаемся делать с мастером из Эстонии. Предложение Косинского было отвергнуто. Конечно, путь естественного искания трудней, но это единственно правильный путь, только надо много и упорно искать, трудиться».
Мастер из Эстонии, о котором пишет Гаврилов, – Харальд Кристал. Его знакомство с кантелистами произошло во время гастрольной поездки последних в Таллин в апреле 1950 года, когда дуэт Гаврилов – Вайнонен аккомпанировал Сиркке Рикка. С этого времени началась совместная работа ансамбля с мастером; она продолжалась много лет.
Харальд Август Кристал был опытным мастером, он совершенствовал и улучшал различные эстонские народные инструменты, изготавливал инструменты семейства каннель – от примы до баса. Кристал согласился изготавливать карельские кантеле по эскизам Максима Гаврилова и Тойво Вайнонена.

В 1950 году Х.А.Кристал сделал кантеле до 2,5 октав. В 1956 году кантеле Кристала имели диапазон уже 3 октавы.
В конце концов, Кристал изготовил все семейство кантеле: от пикколо до контрабаса, а также йоухикко.
Из дневника Гаврилова: «27 июля 1955. Написал в Таллин мастеру Х.Кристаль, чтобы он под’ехал заключить заказ об изготовлении новых кантеле <…> 12 августа 1955. Приехал Кристалл из Таллина. Совещаемся, спорим о новых кантеле, ёухикко, вирсиканнел. Теперь кантеле будет увеличен до трех октав. Гудковское пикколо сделаем по принципу игры на приме. Это удобнее для игры, а существо сохраняется. Ведь в старом пикколо полутона сохранялись в ведении левой руки, а белые клавиши – правой. Это создавало неудобства исполнителю. Форму ёухикко и вирсиканнеля решили оставить старой, а возможности игры увеличить. Кристалл обещал учесть замечания <…> 15 октября 1955. Получил письмо из Таллина; мастер работает…»
По сравнению с предыдущими инструментами в кантеле Кристала были заметны изменения. Кантеле были большего размера, со стороны колков находилась подставка. Колки по всей длине покрывала защитная дощечка, которая в более поздних кантеле уменьшилась. В изготовленных Кристалом приме и альте были глушители. Сначала в кантеле Кристала завиток был достаточно выделяющийся, и при неосторожном обращении его легко было сломать. В более поздних кантеле завиток, расположенный вовнутрь, стал более прочным. С появлением в оркестре новых кантеле Кристала инструменты московского экспериментального завода к 60-м годам постепенно вышли из употребления.
Кантеле Кристала использовались в оркестре практически до конца 1960-х годов.

В 1955 году в кантеле-пикколо поменялось расположение струн: они находились уже на двух уровнях, как в приме и альте. Отдельного глушителя в пикколо не было. В 50-х годах использование пикколо в оркестре уменьшилось. Позже пикколо Кристала использовали в квартете кантеле.

Наверх
Товар добавлен в корзину