Версия для
слабовидящих
Купить билеты

Национальный ансамбль песни
и танца Карелии

«КАНТЕЛЕ»

Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"

г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

Необходимость создания при ансамбле мастерской, где изготавливались бы кантеле и другие национальные инструменты, возникла практически сразу же, в первые годы существования ансамбля. Пока был жив Гудков, ансамбль работал с карельскими мастерами, опытным путем выявляя особенности строения инструмента и способы его улучшения. После смерти Гудкова эстафету подхватили продолжатели его дела – работавшие в «Кантеле» артисты, дирижеры, композиторы. Одним из таких энтузиастов был кантелист Максим Гаврилов. Вот несколько выдержек из его дневника:
«26 марта 1951. Написал радиопередачу о В.П.Гудкове и небольшую статью в «Ленинское знамя» об изготовлении кантеле в республике, о создании мастерской… 7 апреля 1951. Артистам «Кантеле» рассказал о В.П.Гудкове. С воспоминаниями Вайнонен, Каргулев, Рикка, Хаатая. Хорошее дело провели для молодежи ансамбля. Мы не вправе забывать старших.
24 марта 1955. Начинаю работать над записками о «Кантеле». Прочитал написанное двум старейшим кантелисткам М.Линдстрем и Г.Вильянен. Одобрили начало и план…
4 октября 1955. Закончил статью о Е.Е.Клюхине (мастере кантеле), которому исполнилось 86 лет. Был у него дома, беседовали, вспоминали Гудкова…»

Вопрос об организации мастерской при ансамбле даже выносился Гавриловым на обсуждение в Москве: «17 октября 1951. На совещании в Москве высказал мысль о создании мастерской по изготовлению кантеле и др. инструментов в Карелии. Говорю и пишу об этом не впервые, но поддержки не нахожу. Между тем вопрос очень актуальный. В самом деле: где можно приобрести кантеле, в каком магазине? Мы искусственно отрываемся от народа, не давая ему возможности играть на кантеле, да и сами-то мы заказываем инструменты в чужих краях, втридорога. Думаю, что этому вопросу не уделяют должного внимания».
Однако о каком внимании может идти речь, если в течение нескольких десятилетий «исторические» кантеле и вирсиканнели варварски сжигали по так называемому «бухгалтерскому учету»!.. Это нанесло ансамблю невозвратимый ущерб.

Часто исполнители оказывались в самых различных условиях, играли на улице, в холодное время года, в дождь. Изменения температуры и влажности не могли не сказаться на состоянии инструментов. К тому же, на сохранность кантеле и уход за ним долгое время не обращали достаточного внимания. Инструменты портились, ломались, рассыхались, горели (в 1950 в результате пожара в театре были уничтожены несколько экземпляров кантеле), деки трескались и меняли форму. В настоящее время «исторические» кантеле старых мастеров можно найти в Петрозаводске в Краеведческом музее.
Из дневника Гаврилова: «На днях состоялась расширенная коллегия министерства культуры по вопросам ансамбля. Высказался о создании мастерской по изготовлению карельских народных инструментов…». Из книги Гаврилова «под музыку северных рун»: «Хорошо бы, чтобы действовала при ансамбле студия кантелистов, чтобы можно было в республике заказать кантеле. В Карелии есть и резонансная ель, и мастера найдутся…»<br>   Мечта кантелистов осуществилась только через много лет, когда ансамблю в 1986 году предоставили новое помещение на ул. К.Маркса. Появилась возможность выделить одну из комнат под мастерскую по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов. Ухаживал за кантеле и изготавливал новые инструменты Виктор Челомбитько.

Товар добавлен в корзину