Версия для
слабовидящих
Купить билеты

Национальный ансамбль песни
и танца Карелии

«КАНТЕЛЕ»

Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"

г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, 6

Приемная директора: +7 (8142) 78-43-69

+7 (814-2) 76-02-11

Заказ билетов: +7 (8142) 76-10-46

Заказ билетов: +7 (911) 412-68-79

dom.kantele@yandex.ru

В настоящее время изготовлением инструмента кантеле для оркестра занимается Александр Фролов.
Сегодня он – один из ведущих мастеров в Карелии. В мастерской Государственного ансамбля «Кантеле» работает с 1998 года. Основная сфера его деятельности – изготовление и реставрация диатонических и хроматических инструментов кантеле. Первоначально (с 1991 года) Александр делал диатонические карельские кантеле; опыт в изготовлении хроматических приобрел несколькими годами позже.

Новый инструмент изготавливается, по признанию мастера, на основе «опыта и интуиции, методом проб и ошибок». Для 5-ти, 10-ти-струнных инструментов мастер использует древесину ели. Конструкция инструмента состоит из нескольких деталей, которые склеиваются между собой.

Под колки делаются пробки из бука. Толщина нижней и верхней деки составляет 3,5 мм. Вербили (металлические колки) – производства Германии, струны – отечественного производства. Резонаторное отверстие вырезается, по словам мастера, «на глаз»: на одном из изготовленных экземпляров круглое резонаторное отверстие располагается посередине верхней деки, второе – в форме крестика – в нижнем левом углу инструмента (такой метод вырезания резонатора, по мнению А.Фролова, «существенно не влияет на качество извлекаемых из инструмента звуков»).

Что касается хроматических кантеле, то материал используется тот же, что и при изготовлении 5- и 10-ти струнных инструментов, только струны используются как отечественного, так и зарубежного (германского) производства, а гвозди для крепления крышки – отечественного. Крышка делается из березового шпона, корпус из бука, который может заменить клен. Резонаторное отверстие высчитывается от общего объема резонатора. Главная задача при изготовлении большого инструмента, по словам мастера, это удержать конструкцию кантеле, т.к. натяжение всех струн в целом составляет 25 кН (то есть изгибающее усилие от натяжения струн, действующее на раму, – примерно 2,5 тонны).
Инструменты Фролова успешно находят свое применение в оркестре и студии Государственного ансамбля «Кантеле», Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова, Республиканском центре национальных культур, музыкальных школах, кружках и других учреждениях.

Через руки Александра Фролова прошли, наверное, все музыкальные инструменты ансамбля «Кантеле»- будь то реставрация кантеле или его усовершенствование, создание старинных традиционных инструментов или разработка современных образцов.

Кантеле-прима, на котором сегодня играет солистка Виктория Нижник. Инструмент работы Илмара Кукка реставрировался Александром Фроловым: в частности, были зашиты деки, укреплен корпус, изменена колковая планка и вербили, сделана новая планировка струн и изготовлена новая крышка с авторской резьбой

В Мастерской Кантеле рождаются не только кантеле, но и другие карельские инструменты – йоухикко, вирсиканнель, талхарпа, вепсские гусли… Здесь реставрируются и ремонтируются инструменты ансамбля «Кантеле», а также принимаются заказы от организаций и частных лиц на изготовление и реставрацию различных инструментов.

В задачи дня Мастерской Кантеле входит пополнение инструментария ансамбля и Молодежной студии, ремонт, разработка современных образцов и усовершенствование старых. В 2004 году Мастерская Кантеле была отмечена грантом Президента России. Сегодня здесь стоят современные станки производства Германии, позволяющие повысить качество инструментов и изготавливать их в более технологичном режиме.

Научиться играть на кантеле может каждый. Специально для начинающих Мастерская кантеле выпускает маленькое, «карманное», звучащее кантеле. Такой инструмент великолепен и в качестве сувенира – не случайно его можно встретить в Москве, в Петербурге, в Казани – по всей нашей стране, да и за границей – в Финляндии, Германии, Америке, Японии… Однако это не просто сувенир – эти кантеле действительно звучат! На них даже можно исполнять простейшие мелодии или аккомпанировать своему пению. К инструменту прилагается самоучитель, который поможет Вам в освоении Вашего первого кантеле.

Создание музыкального инструмента – дело искусное и тонкое. Ведь каждый инструмент делается индивидуально, вручную, и вместе с трудом и талантом мастер вкладывает в него свою душу. И если нет таланта «оживить дерево», оно не зазвучит.
У Мастера Александра Фролова кантеле звучат.

Наверх
Товар добавлен в корзину