Версия для
слабовидящих
Купить билеты

Национальный ансамбль песни
и танца Карелии

«КАНТЕЛЕ»

Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"

г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

Татьяна Антышева (р. 1931) «В ЗВУЧАНИЕ КАНТЕЛЕ Я ВЛЮБЛЕНА ДО СИХ ПОР…»

Кантелистка, проработала в «Кантеле» 40 лет.
Заслуженный работник культуры Республики Карелия.

Татьяна Андреевна Антышева (Бутенева) родилась 18 августа 1931 года в деревне Матвеева Сельга Шелтозерского района в крестьянской семье. В «Кантеле» попала случайно: ансамбль набирал учеников-кантелистов в студию. «Я пришла на приемные испытания, — рассказывает Татьяна Андреевна. — Возглавлял комиссию дирижер Л.Я.Теплицкий. Он предложил спеть какую-нибудь песню, чтобы проверить мой музыкальный слух. Я почему-то запела гимн Советского Союза, все три куплета. Сейчас думаю. Почему именно гимн? Может, потому, что знала эту песню наизусть, как и все мои сверстницы. Так состоялось зачисление в студию. Это было в 1947 году. Только через два года я стала артисткой оркестра…».Наставником молодой артистки стал Тойво Вайнонен — старейший кантелист, воспитавший не одно поколение оркестрантов: у него начинали Эйла Раутио, Лилия Быданова, Ханна Пирхонен, Валентина Матвеева, Наталья Акулишнина, Александра Гудкова (Сахарова)… Начало было трудным: Татьяна раньше музыкой не занималась, и постигать премудрости игры на инструменте ей пришлось параллельно с овладением музыкальной грамотой. К счастью, рядом были старшие товарищи. Через два года Татьяну перевели в основной состав оркестра, в партию первых прим.И началась бурная артистическая жизнь. Выступления в Петрозаводске и гастроли сменяли друг друга. С удовольствием вспоминает сегодня Татьяна Андреевна самый запоминающийся концерт — выступление в 1951 году в зале им.Чайковского в Москве в рамках Недели карело-финского музыки и танца: «Помню, стоим на сцене в ярких, нарядных костюмах — оркестр, хор, танцевальная группа. Публика аплодирует. А нас распирает восторг! Ведь радость совместного удачного выступления не сравнима ни с чем!». За московскую поездку артистка была удостоена Почетной грамоты Верховного Совета Карело-Финской ССР.

 

Из дневника Максима Гаврилова: «21 июля 1953 года. Тарифицировали артистов ансамбля. Заметен творческий рост артистов хора: К.Антиповой, А.Давыдовой, А.Кюлленен, В.Хямяляйнен, П.Титова и др.; артистов оркестра: Т.Бутеневой, Т.Нестеровой, Т.Коски. Молодежь уверенно овладевает профессионализмом…». Т.Бутенева — это будущая Татьяна Антышева, успехи которой радовали как солиста Гаврилова, так и учителя и старшего коллегу Вайнонена.

Запомнились и первые масштабные гастроли — по Сибири и Уралу в 1952 году (в этой поездке коллектив провел около 2-х месяцев). Затем была знаменательная поездка в Финляндию в 1954 году — «Поезд дружбы», перед которой карельских артистов тщательно инструктировали в Москве: о чем говорить и как себя вести. «Концерты проходили «на ура». Я играла в составе трио кантелистов с Э.Раутио и Л.Быдановой. Все мы были молоды — по 22-23 года, и поездка нам казалась «сном наяву«.

Позже Татьяна с коллективом неоднократно бывала в Финляндии, Германии, Чехословакии, не говоря уже о Советском Союзе: наверное, не было ни одного уголка страны, где бы она ни побывала за 40 лет своей работы в «Кантеле».

Только однажды Татьяна Андреевна покинула родной ансамбль: после рождения дочери она вслед за мужем — Альбертом Александровичем Антышевым (рассказ о нем см. ниже) — ушла работать в Педагогический институт, где в марте 1961 года организовала квинтет кантеле. В репертуаре коллектива были оркестровые вещи, финские и карельские мелодии в переложении для квинтета, произведения композитора Альберта Антышева, а также сопровождение солистов.

В Пединституте Татьяна Антышева проработала 3 года, пока не подросла дочь, после чего по приглашению Семена Карпа вернулась в «Кантеле». Ее роль не ограничивалась только участием в оркестре. Артистка много играла в малых составах: дуэтах, трио, квартетах, квинтетах. С особой теплотой она отзывается о квинтете, в котором ее партнерами были кантелистки Наталья Акулишнина и Ханна Пирхонен, контрабасист Эдуард Паклинский и ударник Леонид Игнатьев. Квинтет создавал собственные программы и выезжал с ними на гастроли. Дирижер Сергей Михеев, пытавшийся найти новые, современные возможности звучания кантеле, делал для квинтета переложения эстрадных пьес.

«Я любила свою работу, — говорит Татьяна Андреевна. — Ансамбль напоминал мне большую, дружную семью. Особенно мы сближались на гастролях: вместе выступали, весело ужинали после концерта, тряслись по ухабам во время переездов, шутили и смеялись, даже когда было трудно. В звучание кантеле я влюблена до сих пор…»

***

Так уж случилось, что в 2006 году совпали два юбилея — 70-летие ансамбля «Кантеле» и 75-летие заслуженного работника культуры Республики Карелия Татьяны Антышевой. И сегодня среди нас есть артисты, которые выросли в оркестре под чутким руководством Татьяны Андреевны, кого она поддерживала и направляла и словом, и делом — точно так же, как ее саму поддерживали и направляли Тойво Вайнонен, Кертту Вильянен, Максим Гаврилов…

В 2011 году за сохранение и продолжение традиции исполнительства на кантеле, за долгие годы служения коллективу от имени ансамбля Татьяне Андреевне была вручена почетная статуэтка «Золотое Кантеле».

Альберт Антышев
(1931-2001)

Альберт Александрович Антышев родился в г. Уржуме Кировской области. Мальчик рано остался без родительского попечения: ему было 10 лет, когда началась Великая Отечественная война.

В 1943-1946 гг. будущий композитор учился в Ленинграде в школе военных музыкантов по классу трубы. Затем он окончил дирижерско-хоровое отделение Ленинградского музыкального училища им. Римского-Корсакова, получив специальность дирижера хора. Как раз в это время он познакомился с Софьей Оськиной — хормейстером, впоследствии также связавшим свою судьбу с Карелией и сыгравшим большую роль в развитии ансамбля «Кантеле» как создатель и многолетний руководитель народной вокальной группы. Софья Оськина руководила рабочими хорами, а Альберт Антышев был концертмейстером. Впоследствии Софья Павловна отмечала, что он уже тогда отличался музыкальностью, хорошей теоретической подготовкой, немногословностью, серьезным профессиональным отношением к делу.

После учебы в училище Альберт Антышев проходил военную службу в Ансамбле песни и пляски Северного округа, который в то время базировался в Сортавале. Здесь Альберт Александрович работает в школе с хором мальчиков, создает хор учащихся финансового техникума, руководит хором медицинских работников.

По окончании службы А.Антышев поступает в Ленинградскую консерваторию, где совмещает учебу на дирижерско-хоровом факультете с занятиями известного композицией у Вадима Салманова. В эти годы происходит событие, сказавшееся впоследствии на характере творчества Альберта Антышева, — он был приглашен в известный ансамбль «Дружба» под управлением Александра Броневицкого — для участия в Московском Всемирном фестивале молодежи и студентов. Воспоминания об этом событии Антышев сохранил на всю жизнь, а дух «Дружбы» проявляется в хорошем эстрадном колорите, которым отмечены многие его песни.

С 1957 года жизнь Альберта Антышева связана с Карелией. В Петрозаводске он руководил хором Педагогического института, работал концертмейстером в музыкальном училище, методистом в Доме народного творчества; не ограничиваясь только лишь хормейстерской работой, много занимался композицией и аранжировкой.

В ансамбле «Кантеле» Альберт Александрович Антышев работал в 1957-1959 гг. как певец, композитор, помощник дирижера и руководитель оркестра. Кроме того, как хоровик по образованию, он много занимался с солистами и вокальными группами при подготовке сюиты Юрия Зарицкого «Что у вас, ребята, в рюкзаках?». Альберта Антышева высоко ценил Семен Карп, часто обращавшийся к нему за обработками и аранжировками.

С 1969 года более 30 лет Альберт Антышев жил в Медвежьегорске. Из них 26 лет он был руководителем Академического хора Медвежьегорского районного дома культуры. В репертуаре хора были карельские и русские народные песни, песни разных народов мира, песни русских и зарубежных авторов, хоровая классика. Коллектив выступал в городе, в различных населенных пунктах района, выезжал в другие районы республики, участвовал в Днях культуры района в Петрозаводске.

***

Говоря о самых известных произведениях Альберта Антышева, в первую очередь следует упомянуть Концерт для трубы с оркестром, симфоническую увертюру-фантазию «Северный край», хоровую сюиту «По родному краю» и множество песен, в том числе для детских хоров.

Одна из лучших песен — «Марш карельских пионеров» на стихи Вильяма Халла. Эта песня годами удерживалась в репертуаре хора мальчиков «Пеллерво» под управлением Софьи Оськиной, став чуть ли не визитной карточкой этого коллектива. «Марш карельских пионеров» был опубликован московским издательством, записан в Золотой фонд Всесоюзного радио, его горячо принимали мальчики ленинградской хоровой капеллы и московского хорового училища.

Также известны песни «Земля моя, планета голубая!», ставшая своеобразным кредо творчества Антышева, «Песня о Петрозаводске», исполняющаяся и сегодня, песня о Медвежьегорске «Город-северянин» и другие.

Товар добавлен в корзину