Версия для
слабовидящих
 

Национальный ансамбль песни и танца Карелии 

«КАНТЕЛЕ»

- Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле" -

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

Вайнонен Тойво (1918-1985) НАРОДНЫЙ АРТИСТ И УЧИТЕЛЬ

Кантелист, один из первых артистов «Кантеле», проработал в ансамбле почти 40 лет. Солист, неизменный участник дуэта, квартета кантелистов и оркестра.
Педагог, воспитавший несколько поколений кантелистов в ансамбле и музыкальном училище.
Заслуженный артист КФССР (1947).
Народный артист КАССР (1971).

Тойво Потапович Вайнонен родился 24 апреля 1918 года в ингерманландском селе Жоржино Тосненского района Ленинградской области в семье крестьянина-бедняка. История земли, где родился будущий музыкант, и ее народа непосредственно связана с темой коренного населения — ингерманландских финнов. Деревню Жоржино, которая ранее называлась Савота, издавна населяли финны; в частных архивах и музеях сохранились фотографии карты деревни, большого дома семьи Вайнонен.

В 18 лет Тойво был призван в ряды Красной Армии. В 1935 — начале 1936 года Виктор Пантелеймонович Гудков создал на базе воинской части, куда был призван служить Тойво Вайнонен, оркестр из солдат и жен командиров. Есть сведения, что этот оркестр состоял из 19 человек и достиг большого успеха в Ленинграде. За время службы молодой музыкант сумел подготовиться к поступлению в только что открывшееся в г. Петрозаводске музыкальное училище. Демобилизовавшись, в 1940 году Вайнонен приходит к Гудкову в коллектив недавно сформированного профессионального ансамбля «Кантеле». В это время ансамбль выступал на Карельском перешейке перед воинами Красной Армии. Вот как описывает это М.Гаврилов в своей книге «Под музыку северных рун»: «Осенью 1940 года стройный молодой человек в солдатской шинели докладывал художественному руководителю ансамбля В.П.Гудкову: «Скоро кончаю службу, хочу играть на кантеле». Это был Тойво Вайнонен…».

С этого момента вся жизнь Тойво Вайнонена была посвящена ансамблю и любимому инструменту. Прекрасно овладев инструментом благодаря созданной В.П.Гудковым школе игры на кантеле, Тойво занял в ансамбле место музыканта-лидера, исполнителя на кантеле-приме и концертмейстера оркестра. Когда Гудков решает организовать квартет кантелистов, Тойво становится душой этого квартета. Играли «Бой старинных часов» и «Финские танцы» В.Гудкова, «Молоточки» Куперена, «Кукушку» Дакена. Одна неправильно сыгранная нота могла лишить его сна…

Целая страница в истории ансамбля — большая гастрольно-эвакуационная поездка по стране в начале войны. И в эту страницу, в числе 32 артистов- «скитальцев», вписано и имя Тойво Вайнонена. Известен факт, что в январе 1942 года, Тойво тяжело заболел («Большая температура. Видимо, тиф», — отмечает Гаврилов в дневнике). В это время вагон 3053, в котором жили и передвигались артисты «Кантеле», находился в Средней Азии, и Тойво даже пришлось оставить в больнице в Джамбуле. Впрочем, все обошлось благополучно. Вайнонен остался в ансамбле, вместе с ним вернулся в Карелию, в Беломорск, и принял участие в военно-шефской работе, за которую был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

После войны Вайнонен активно концертирует, особенно много занимается в дуэте с Максимом Гавриловым, формируя целые программы и записывая их на радио. Из дневника последнего: «21 января 1950 г. П-дск. С Тойво готовим «Кукушку» Дакена <…> 29 января. Воскресенье, но мы с Тойво занимаемся <…> 29 июня. На днях играли с Тойво (дуэт кантеле) по радио получасовую программу <…> По радио играли с Тойво «Фантазию на кар. и фин. темы» Гудкова, «Часы», «Кукушку» Дакена, «Сладкую грезу» Чайковского, «Три вальса» Шуберта, «Мазурку» Шопена, «Финскую польку», «Украинский танец». С.Рикка пела под дуэт кантеле четыре песни…»
И этот труд, конечно, был вознагражден овациями публики. Вот какие строки о гастролях в Риге записывает Максим Гаврилов в дневнике: «3 мая 1950 г. Концерт в актовом зале Госуниверситета. Такого теплого, скажу — триумфального успеха мы с Тойво еще нигде не имели. Играли все что было: шесть вещей, а нас не отпускают со сцены. За что такой прием? Ведь наш дуэт — это скромный номер, не претендующий на бис. В лучшем случае: милые, нежные звуки кантеле и только. Скажу честно, что подобных номеров тысячи <…> Дело дошло до того, что нам пришлось играть (импровизировать) цыганские напевы на кантеле…»

Одним из первых музыкантов ансамбля Вайнонен в 1949 году побывал на Всемирном фестивале молодежи в г. Будапеште, где в рядах советской молодежи протестовал против войны. Из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»: «Август 1949 года. Всемирный фестиваль молодежи в Будапеште. Нас трое: Тойво Вайнонен, Люция Теппонен и я. Впервые «Кантеле» за границей, да еще на таком форуме! Как сейчас вижу огромный стадион Уйпешт в венгерской столице. Посланцы 80 стран мира, юноши и девушки разных национальностей, пришли сюда, чтобы во весь голос заявить протест против войны. Незабываемые августовские вечера над голубым Дунаем. Однажды венгерские друзья устроили участникам фестиваля прогулку на речных трамвайчиках. Яркие огни иллюминации, световая реклама Буды и Пешта делали город непередаваемо красочным. Отовсюду лилась музыка, слышались песни. Будапешт впервые за свою историю услышал звучание карельского кантеле…»

Бережно и уважительно относился Тойво Потапович и к самому инструменту. «Вспоминается такой случай, — пишет Максим Гаврилов. — Были мы на гастролях в Ашхабаде. Жара 40-45 градусов! Кантеле так рассохлись, что вот-вот лопнут деки. И Тойво придумал, как помочь инструменту. В номере гостиницы наполняли ванну на одну треть водой, а кантеле ставили поперек ванны, чтобы они «дышали», чтобы до следующего концерта набирали «карельской влаги». Благодаря этому мы сохранили инструменты, и концерты в знойном Ашхабаде не были сорваны».

Тойво Потапович также стремился изыскать любую возможность усовершенствования инструмента — известно, что в сентябре 1950 года Гаврилов ездил в Таллин заказывать «пока два кантеле по нашим с Тойво чертежам (прима, альт). Их будет делать эстонский мастер Х.А.Кристаль».

Вайнонен был блестящим исполнителем — солистом и ансамблистом. Он участвовал практически во всех концертах ансамбля «Кантеле» — в воинских частях, на фронте, в госпиталях, перед партизанами, в эвакуации, перед трудящимися и колхозниками. Для него все концерты — независимо от того, где они проходят, — были одинаково ответственными. В справке, подготовленной Цецилией Наумовной Кофьян к 10-летию ансамбля, читаем: «Вайнонен Тойво — концертмейстер оркестра, в шутку прозванный «лабораторией» за то, что постоянно и настойчиво работает над техникой игры на кантеле, изыскивая и находя все новые средства на пути развития профессиональной виртуозности».

Музыкант гордился любимым инструментом, использовал любую ситуацию для демонстрации его недостаточно раскрытых технических возможностей. В порыве азарта он мог «наперегонки» с виртуозом-балалаечником Виктором Бедняком исполнить «Полет шмеля» Н.А.Римского-Корсакова, с удовольствием играл «Концерт для домры с оркестром» Н.Будашкина, другие произведения мировой классики, особенно скрипичные.
Со временем Тойво Вайнонен вырос не только в артиста-виртуоза, прекрасно владеющего инструментом и знающего его досконально, но и в талантливого педагога, сумевшего увлечь, научить и заразить любовью к кантеле своих учеников. «Школу Вайнонена» прошли практически все кантелисты (кстати, многие исполнители появились в ансамбле именно благодаря Тойво Потаповичу). Эйла Раутио, Лилия Быданова, Ханна Пирхонен, Татьяна Антышева, Валентина Матвеева, Наталья Акулишнина, Елена Жейкова, Александра Сахарова /Гудкова/, Александр Иванов считают своим учителем, духовным наставником именно Тойво Вайнонена.
Тойво Потапович преподавал в музыкальном училище, в Петрозаводском Доме пионеров (в 1950-1970-х годах), Детской музыкальной школе №1, на кафедре народных инструментов Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории (в 1978-1984 годах). Богатый педагогический опыт неоднократно обобщался им в учебных пособиях, однако издано было только одно — «Самоучитель игры на кантеле», подготовленный совместно с М.И.Гавриловым (Петрозаводск, 1985).

Инструменту и ансамблю Тойво Вайнонен оставался верен на протяжении 38 лет (он вышел на пенсию в 1978 году). В «Кантеле» он нашел и свою судьбу — замечательную артистку, певицу Сиркку Рикка, ставшую впоследствии народной артисткой РСФСР.

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.