Версия для
слабовидящих
 

Национальный ансамбль песни и танца Карелии 

«КАНТЕЛЕ»

- Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле" -

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

Голланд Абрам (1911-1985) КОМПОЗИТОР

Композитор, пианист, дирижер.
Заслуженный артист Карело-Финской ССР (1949).
Заслуженный деятель искусств КАССР (1957).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966).
Член Союза композиторов (с 1944).
Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, «Знак Почета».
Художественный руководитель «Кантеле» в 1947-1950 гг. Прославился своими вокальными произведениями, расширившими и украсившими репертуар «Кантеле».

Абрам Исаевич Голланд родился 27 января 1911 г. в Чите. В 1926 г. он приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский музыкальный техникум, где учился вместе с В.Соловьевым-Седым и Н.Богословским (в классе фортепиано Голланд занимался у М.С.Друскина, в классе композиции — у П.Б.Рязанова). В 1930-х годах молодой специалист работал музыкальным руководителем в драмтеатрах Ленинграда, Хабаровска, Ворошиловграда, Выборга. Жизнь забросила Голланда в Карелию, и он так и остался на этой земле, ставшей для него второй родиной, вдохновившей его на создание множества песен, крупных симфонических и вокально-инструментальных произведений.
В предвоенном театральном сезоне 1940/41 в Карелии работали 8(!) разноплановых театров, в числе которых были: Республиканский театр русской драмы, Медвежьегорский театр музыкальной комедии, Финский драматический театр, Выборгский театр русской драмы (с 1940 по 1944 г. Выборг и Выборгский район были административно-территориальной единицей Карело-Финской ССР), Сортавальский драматический театр, Петрозаводский театр кукол и Кондопожский и Сегежский передвижные колхозно-совхозные театры. Имя Абрама Голланда связано с Выборгским театром, где он заведовал музыкальной частью, а его жена, актриса Ядвига Адамовна Страздас, пользовалась большим авторитетом в молодежном коллективе, состоящем в основном из выпускников театральных студий.
В годы Великой Отечественной войны Голланд, мобилизованный 12 мая 1943 года, был художественным руководителем военного ансамбля песни и пляски Карельского фронта (директор — Александр Венедиктович Донов), часто ездил по в/частям и набирал в ансамбль новых артистов. Во время одного из многочисленных авианалетов Абрам Исаевич был ранен, однако продолжал дирижировать (кстати, он одним из первых работников культуры получил Орден Красной Звезды).
Как и «Кантеле», военный коллектив базировался в Беломорске, а затем вернулся в Петрозаводск. Некоторое время Голланд пытался демобилизоваться; наконец, ему это удалось: 4 июля 1946 года в чине младшего лейтенанта он был уволен в запас. Есть сведения о том, что в 1946 г. А.И.Голланд (недолго) работал дирижером театра музыкальной комедии, разделяя пульт с Львом Косинским — еще одной фигурой из «арсенала «Кантеле». Ансамбль «Кантеле» стал вторым «штатским» местом работы Абрама Исаевича после войны.
Вообще, дороги композитора и ансамбля пересеклись еще в 1943 году: в репертуаре коллектива были вещи Голланда, артисты знали композитора и уважали его, сам же он приходил в ансамбль, живо интересовался его жизнью, присутствовал на репетициях оркестра, подавал дельные идеи — подтверждение этому можно увидеть в дневнике артиста-кантелиста Максима Гаврилова, последовательно записывавшего все более или менее значимые события в жизни «Кантеле»:
«На концертах хор удачно поет «Пой, играй, гармошка», а вокальный квартет (Рикка, Хаатая, Перхина и Туорила) «Маленькую Валеньку» и «Таню» Голланда…» (сентябрь 1943); «На репетиции оркестра были Пергамент и Голланд. Пергамент выразился: — Можно смело приходить в оркестр кантеле и слушать хорошую музыку. Без скидок <…> Голланду понравилась мысль о создании моего глушителя…» (январь 1944); «Встретил Голланда и баяниста Спирина. Разговор, конечно же, об искусстве <…> Слушал на репетиции ф/пианный дуэт: Вишкарев — Голланд. Играли Р.-Корсакова <…> Вчера в ДК состоялся концерт, посвященный Римскому-Корсакову. Заняты: Б.Соколов, С.Рикка, Л.Вишкарев, А.Голланд…»(март 1944).
Наконец, 14 ноября 1947 года Максим Гаврилов записывает в дневнике: «У нас новый худож. руководитель А.И.Голланд».
Вернувшись в Петрозаводск в 1944 году, «Кантеле» разместился в старом бревенчатом двухэтажном доме вместе с филармонией и Управлением по делам искусств (здание не сохранилось). В 1948 г. ансамбль получил свое помещение в центре города — во флигеле у Русского драматического театра — деревянного здания, расположенного на месте нынешнего Национального театра. Сын Голланда Игорь спустя 60 лет вспоминал: «Здание театра было деревянное, с башнями. Рядом был флигель, где разместили «Кантеле». Там мы и жили, за ширмами и занавесками…». Летом вдоль первого этажа театра (по ул. К.Маркса и пл. С.Кирова) работал ресторанчик — любимое место отдыха «работников искусств»: актеров русского и финского драматического театров, артистов «Кантеле», музыкантов филармонии. Ресторанчик был отгорожен от тротуара деревянной сеткой и имел разделение на кабинеты; видимо, именно из-за этой сетки, имевшей сходство с клеткой, в народе его метко прозвали «Зверинец».
Живя и работая в «Кантеле», Голланд много сделал для укрепления профессионализма коллектива: обогатил репертуар своими обработками финских и карельских песен, авторскими сочинениями. Неоднократно Абрам Исаевич вставал за пульт в качестве дирижера (в частности, в дневнике Гаврилова отражено исполнение оркестром «Кантеле» в своей самостоятельной программе «Карельской увертюры» Теплицкого под управлением Голланда).
Летом 1948 года «Кантеле» выступил в объединенном концерте совместно с военным ансамблем и Финским театром; в концерте также принимали участие народные артисты СССР И.Паторжинский и М.Литвиненко-Вольгемут. Как запротоколировал М.Гаврилов, новая программа «Кантеле» и работа его художественного руководителя А.Голланда получили «положительный отзыв».
Но уже через два года, в январе 1950, в том же дневнике есть такие строки: «Совещание (два дня) обсуждает вопрос о национальном лице «Кантеле». Предложение ввести в оркестр пастушечьи рожки, бытующие в Карелии, и вирсиканнель. Больше командировок в карельские деревни для выявления способной молодежи, для записи песенного, танцевального и устного фольклора! Голланд ведет ансамбль не по этой линии. Ему эстраду подавай…». Были ли это интриги, направленные против А.И.Голланда лично, или нет, — неизвестно. Видимо, стремление к профессионализации исполнения, к яркости и выразительности выступлений и, видимо, исполнение в концертах авторской музыки худрука Голланда, по мнению вышестоящих органов, поставило под угрозу саму цель существования ансамбля. В связи с этим невозможно не вспомнить слова Н.Грибачева, сказанные им при обсуждении сборников карельских поэтов на Декаде карельского искусства и литературы в Москве (приводим их по книге Ис.Бацера «На смотре в Москве»): «Самый главный недостаток, который я вижу в карельской поэзии, это недостаток национального своеобразия!». Этот вариант обвинения был беспроигрышным. В стране, где требования «национального своеобразия» зачастую граничили с идиотизмом и выливались в гонку по созданию «национальных шедевров» — опер, балетов, симфоний (она достигла апогея в среднеазиатских республиках), ансамблю «Кантеле» — национальному ансамблю! — быть уличенным в этом грехе было смерти подобно.
Так или иначе, февраль 1950 года стал последним месяцем работы Голланда в ансамбле; на посту худрука его сменил К.Э.Раутио, старейший карельский композитор.
После «Кантеле» А.Голланд долгое время (1956 по 1968) работал художественным руководителем Карельской государственной филармонии. В качестве пианиста-концертмейстера он успешно выступал на эстраде, более всего в ансамбле с народной артисткой РСФСР Сирккой Рикка. Многие певцы — как в «Кантеле», так и филармонии — признавались, что лучшего аккомпаниатора, чем Голланд, у них не было никогда: он ставил им буквально каждую ноту!
Пути музыканта и «Кантеле» пересекались еще не раз. Так, например, в 1961 г. Абрам Исаевич готовил дуэт кантеле (Вайнонен — Гаврилов) к гастрольной поездке в Финляндию, в которую также ездил и сам в качестве концертмейстера Сиркки Рикка.
А.И.Голланд вел значительную и разнообразную культурно-просветительную работу; сотрудничал с Сегозерским и Петровским народными хорами, с карельским хором села Ведлозеро, с народной хоровой капеллой Дворца культуры и техники «Машиностроитель», постоянно встречался со слушателями. Многие его песни были удостоены республиканских премий и наград, получали поощрения на Всесоюзных и республиканских конкурсах.
Именно песни и прославили имя композитора. Популярность их в Карелии была огромна. Наверное, самая известная песня из них — «Веселый пастушок», исполняемая Сирккой Рикка (обработка финской народной песни). Она звучала по радио, исполнялась в концертах, ее знали по всей стране. В репертуар «Кантеле» входили песни Голланда «Хилу-хилу», «Ворона», «В этот вечер», «Летний вечер», «Серенада четырех дам», «Колыбельная» и многие другие.
В Союз композиторов Абрам Исаевич вступил в 1944 году; впоследствии он неоднократно избирался ответственным секретарем и членом правления Союза композиторов КАССР. Композитор также был членом Всероссийского театрального общества (с 1957 года): Голланд является автором музыки к 80 драматическим спектаклям, а также 5 оперетт и балета. Его перу принадлежит несколько крупных вокально-симфонических сочинений: оратория, кантаты, ода, поэма-баллада и многие другие сочинения для солистов, хора и оркестра.

Ядвига Страздас /Голланд/ (1906-1988)

Заслуженная артистка Карелии (1959).
Драматическая актриса. В «Кантеле» — исполнительница партий в характерных танцах.

Жена Абрама Исаевича, Ядвига Адамовна Страздас, была драматической актрисой. Родилась 10 января 1906 года в Петрограде. После школы, в 1928 году, она поступила на швейную фабрику. Параллельно с работой занималась в театральной мастерской при клубе швейников. Затем работала актрисой в Сталинграде — в театре при Тракторном заводе, в Ленинграде — в театре при Доме культуры промкооперации. В 1934 поступила в Ленинградское театральное училище (в 1939 г. оно было реорганизовано в Ленинградский Государственный театральный институт), которое окончила в 1937 г. в мастерской В.Н.Соловьева. По распределению 2 года проработала в Ворошиловградском ТЮЗе.
Имя Страздас можно найти в списках актеров Выборгского театра русской драмы, открывшего свой первый театральный сезон 19 октября 1940 года премьерой по пьесе В.Гюго «Анжело». Состав труппы молодого театра насчитывал 35 человек, основную часть которых составляли выпускники театральных училищ страны, а среди имен более опытных актеров упоминается имя Ядвиги Страздас. А дальше была война…
Во время войны создавались фронтовые артистические бригады, а оставшиеся в Карелии коллективы были почти целиком переключены на обслуживание частей Карельского фронта. Приведем только сухие цифры: «Концертно-фронтовая бригада, сформированная в начале войны из актеров В.Марьева, З.Молчановой, Х.Мальми, Я.Страздас-Голланд, Т.Смоликовой, А.Вульф, Л.Баркман, дала на Карельском фронте свыше 700 концертов, 500 из них — непосредственно на переднем крае». В 1944 г. Ядвига Адамовна вернулась в свой Выборгский театр, который в 1945 г. был слит с вернувшимся в Карелию Республиканским театром русской драмы.
В 1946 году Ядвига Страздас перевелась в труппу театра музыкальной комедии, где выступала в амплуа «комических старух» (кстати, Голланд руководил здесь музыкальной частью). В 1947 г. они оба пришли работать в «Кантеле». Здесь Страздас вела программы и исполняла роли в характерных танцах; по свидетельству современников, ей удалось создать яркие образы в танцах «Рыбаки» и «Старая деревня». В ансамбле Страздас проработала два года, в сентябре 1949 г. она перешла в труппу Русского театра драмы, а накануне Декады 1959 г. в Москве — в труппу Музыкального театра (хотя официально она была оформлена там только с 1 марта 1960 г.). На пенсию Ядвига Адамовна вышла 9 февраля 1965 г.
«Своеобразные сценические данные, острая характерность и комедийность дали возможность Ядвиге Адамовне Страздас вырасти в ведущую актрису театра. За время работы в Музыкально-драматическом театре она создала ряд ярких сценических образов, как в драматических, так и в музыкальных спектаклях. Многие ее интересные работы заслуживали высокую оценку зрителей и общественности республики. Вся ее основная творческая биография связана с карельским искусством…» (из характеристики 1964 г.)

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.