Василий Кононов родился в вепсской крестьянской семье 12 января 1905 года в деревне Другая Река Шелтозерского района Карелии. Культуру родного края он впитал не по учебникам — у самой природы учась пластике движений, рисунку танца, по-своему воплощая и интерпретируя его. Еще в раннем детстве он живо интересовался местными народными танцами, хорошо знал даже самые старинные из них.
В 1921 году, окончив школу, Кононов уходит на заработки. Зимой работает на лесозаготовках, летом — на водном транспорте учеником-матросом. Кем только ни пришлось побывать будущему артисту-профессионалу: и рабочим на строительстве Кондопожского канала, рабочим на разработках диабаза, каменщиком и каменотесом. В эти годы он становится активным участником агитбригады.
Но в 1929 году судьба делает неожиданный поворот: за активное участие в художественной самодеятельности его командируют в Москву в театральный техникум! И из глухой глубинки Карелии, прихватив скромный багаж, он едет в столицу, учится в классе режиссера Р.Захарова на «руководителя и постановщика танцев» (1929-1933). Отсюда и начинается творческая биография профессионала, мастера хореографического искусства.
В 1935 году Кононов возвращается в Шелтозерский район, собирает людей, которых объединяет любовь к народной песне и танцу, и создает Вепсский народный хор, который существует и поныне. Значительное место в выступлениях хора занимали народные танцы под песню, поставленные самим руководителем.
В 1937 году Виктор Гудков — художественный руководитель молодого профессионального ансамбля «Кантеле» — приглашает Кононова на работу для постановки танцев и создания в коллективе танцевальной группы. Тот соглашается с большой радостью, ведь это было его любимое дело, мечта всей жизни.
Поступив на работу в ансамбль, Василий Иванович набирает танцевальную группу и создает из своих учеников профессионалов собственной школы. За 28 лет работы в «Кантеле» балетмейстер воспитал в ансамбле целую плеяду блестящих танцоров, представлявших национальное искусство Карелии на международном, всесоюзном и всероссийском уровнях: Федор Козин, Эльза Баландис, Тамара Пчелина, Анна Шенкман, Иван Рудаков, Илья Жуков и др.
С самых первых лет своей работы Кононов активно экспериментирует, ищет новые сюжеты, постоянно ставит танцы, сценки; кроме того, он сам рисует эскизы к своим первым танцам (в архиве ансамбля сохранились эскизы мужских и женских костюмов к танцу «Ложки», а также костюмов для народной вокальной группы и к танцу «Рыболовы»; предположительно Кононову принадлежат эскизы к танцу «Вышивальщицы»).
Особый вклад Василия Кононова в хореографию Карелии — создание силовых, ритмических танцев без музыкального сопровождения, драматизированных музыкальных картин и сюжетных танцев.
В числе первых «Крууга» и «Ложки» — это «дробные», или «силовые», танцы, где музыкальным сопровождением являются удары ложек и дробные выстукивания каблуков танцоров. В них — свой характер, сюжет, своя философия, но главная неожиданная прелесть в том, что мастер заменил музыкальное сопровождение виртуозными возможностями самих артистов, отстукивающих и отбивающих ритм собственным движениям.
В числе последних — «Карельская рыбацкая пляска», «Старая деревня», «Парочка», «Карельские картинки», «Маршаллизованная Европа», «Свадебная повозка», «Сапожники», «Олонецкие ребята», «Калевальский хоровод», «Утушка», «Молодицы», «Шестера в тройках», «Ристу-Кондра», «Вышивальщицы», «Северная кадриль» и многие-многие другие…
Из дневника Максима Гаврилова: «8 июня 1947 г. Петрозаводск. Перед отпуском дали два концерта. Наша программа именована: «Дорогой побед». Бисировал «Деревенского франта». Интересный шуточный сюжет: парень куражится перед двумя девицами. Уж и так, и этак. Те, видя его притворство, в итоге договариваются наказать, и когда «франт» уж очень разошелся в танце — уходят. Остается он один несолоно хлебавши. Кононовский почерк!»
Разные по стилю хореографические зарисовки созданы Мастером: лиричные, плутоватые, озорные… Но каждый раз это эпизод из народной жизни — достоверный, точно выверенный. Не зря и зрители, и специалисты называли В.И.Кононова, мастера острых конфликтов и неожиданных поворотов, «кудесником танца», «мудрым волшебником».
«Лексика танцев Кононова предельно проста — обыкновенный шаг с множеством оттенков: беговой, плавный, крадущийся, раскачивающийся, прыжковый, синкопированный. Все это, в сочетании с «неумолкающими» руками, дает возможность зримо ощутить характерность персонажей из народа, колорит местного быта…» (Виола Мальми).
Василий Кононов обладал энциклопедическими знаниями в области танцевального фольклора, был мастером сюжета, прекрасным исполнителем. На вопрос: «Где учился танцам?» — он всегда отвечал: «Нигде не учился. Я — самородок».
Отбирая претендентов на роль будущих исполнителей, Василий Иванович ориентировался, кроме всех прочих необходимых данных, и на их актерские возможности. Большое внимание при формировании репертуара он уделял именно «сюжетным» танцам, являющимся своего рода драматической картинкой, зарисовкой из жизни: «Танец жениха и невесты», «Утушка», «Деревня», знаменитая «Парочка»…
И сам он любил и создавал «типажи» — смешные и трогательные, неловкие, — разные, но всегда запоминающиеся. Он был Мастером и подмастерьем одновременно: рисуя образ и тут же воплощая его на сцене силами собственных изобразительных средств:
«Под звуки баяна на сцене появлялась парочка. Она (Э.Баландис) — маленькая как шарик, а рядом он — высокий, нескладный, предельно серьезный, с лихим чубом деревенского сердцееда. Сделаны только первые движения, весь танец впереди, а образ «Парочки» уже произвел впечатление, запомнился, приковал внимание. Невозмутимый, неулыбчивый ухажер с движениями деревянной куклы вызывал улыбку…» (Максим Гаврилов).
Так Кононов выступал в «своем» танце.
Воплощая на сцене придуманный образ, порой он так увлекался, вживался в роль, что зрители воспринимали этот образ его природной натурой. Когда во время выступления ансамбля в Москве, в Колонном зале Дома союзов, Мастер танцевал знаменитую «Парочку» (в паре с Э.Баландис), к ним в гримерку после концерта поднялся известный артист Михаил Жаров. Эльза Баландис вспоминает: «Он постучал в дверь и спрашивает: «Можно ли мне посмотреть на этих… (подразумевалось: «придурковатых»). Но мы уже были в других костюмах. И когда он увидел нас, то сказал: «О! Да это же совсем нормальные люди!» Вот как сильно мы входили в образ во время исполнения «Парочки»…».
За 28 лет работы в «Кантеле» (1937-1965) Мастер поставил более 40 танцев, составивших впоследствии золотой фонд ансамбля «Кантеле». В 70-е годы Василий Кононов снова пришел в «Кантеле», где работал постановщиком танцев и консультантом.
По приглашению ставил карельские танцы в ансамбле Игоря Моисеева. Помогал балетмейстеру Петрозаводского музыкального театра Игорю Смирнову в постановке первого национального балета «Сампо» на музыку Гельмера Синисало.
Творчество Кононова высоко оценивали известные хореографы страны: И.Моисеев, Н.Надеждина, Р.Захаров. Некоторые хореографические композиции В.И.Кононова включены в Антологию «Танцы народов СССР».
***
«Самая удивительная и яркая личность по силе таланта, умению проникнуть в тайны народного духа — балетмейстер ансамбля, основоположник карельской национальной хореографии Василий Кононов», — так отзывался о нем художественный руководитель, директор ансамбля, заслуженный деятель искусств Карелии Семен Карп.
Таким он и остался в памяти всех, кто его знал и даже тех, кто помнил его только по фотографиям, но зато видел поставленные им танцы — живые, яркие, неувядающие, в которых до сих пор выглядывают плутоватые глаза самого Василия Кононова. Кажется, это и был главный «типаж», созданный Мастером.