Однажды на вопрос: «Сколько поставлено вами танцев?» – Х.Мальми ответила: – Не вела учета, но, думаю, более сорока.
Однако этих танцев оказалось «гораздо» более сорока… «Карусель», «Бой бычков», «Понюшка табаку», «Поткис», «Летка-Енька», «Этот круг», «Койвистен Полска», «Сякки-Ярви», «Финская полька», «Парни с острова», «Так ткут сукно», «Рёнтюшки»…
Из прессы: «В своей работе хореографа Х.И.Мальми опиралась на фольклорную основу, по-своему трактуя ее для сценической площадки. Ее работы окрашены фантазией истинного самобытного художника. X.Мальми осуществила первые постановки финских народных танцев: «Карусель», «Поткис», «Ристу-кондра», «Летка-Енька» и др. В ее постановках – яркая театральность, зрелищность, точность характеров. Почерк Хельми Мальми всегда узнаваем, ее танцы словно имеют черты, присущие ее личности…»
***
Мальми Хельми Ивановна родилась 12 июня 1911 в г. Ленинграде в семье рабочего финна. Там же, в 1924 году закончила финскую школу, потом – кондопожскую вечернюю. Дальше снова был Ленинград: 1935-1936 – курсы характерного танца, на котором Хельми и приобрела специальность, определившую не только ее собственную судьбу, но и во многом – творческое кредо ансамбля «Кантеле». А для повышения квалификации, чтобы иметь возможность преподавания, в эти же годы одолела и «Курсы преподавателей танцев».
И началась ее рабочая стезя: в 1936-37 годах – работала балетмейстером в Доме культы г. Кондопога, где поставила несколько одноактных балетов. Во время Финской войны была танцовщицей в рядах Красной армии, инструктором по танцам в Доме народного творчества г. Петрозаводска, артисткой балета при Финском театре.
Наступивший 1941 год застал ее солисткой балета в республиканском театре Музыкальной комедии г. Беломорска.
Кажется – несовместимые понятия: война и танец… Но в 1941 Хельми призывают в ряды Красной Армии в качестве балетмейстера и балерины. Во время войны Хельми была артисткой фронтового эстрадного театра и со своим партнером С.Кяргиным выступала перед воинами Карельского и Ленинградского фронтов.
В 1942 году ее переводят из фронтовой бригады и зачисляют артисткой балета в Государственный национальный ансамбль песни и танца «Кантеле».
С этого «рокового 1942-го» судьба Хельми Ивановны связана с ансамблем «Кантеле», в котором она работала, уходила, возвращалась, потом снова уходила – и снова возвращалась (период 1972-1975 и с 1981 как приглашенный балетмейстер).
Сама она была не только постановщиком-балетмейстером, но и отличной исполнительницей. «Помню ее капризную озорную девчонку в «Кофейной польке», которую она мастерски танцевала с Семеном Кяргиным», – вспоминал Максим Гаврилов.
В программе «Дружба народов», с которой ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева выступал в 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки, Xельми Мальми поставила финскую сюиту из пяти танцев.
Из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»:
«…Хельми Ивановна – балетмейстер лирического склада. Но ее почерку присущи народный юмор, игровое начало. В былые годы мне и самому доводилось исполнять ее танцы, и делал я это с большим удовольствием.
Диапазон постановок X.И.Мальми широк и разнообразен. Когда-то давно она сочинила шуточный ингерманландский танец с калошами. Образ деревенского шутника, заводилы был для меня по характеру необычным. Хельми Ивановна советовала приглядываться к людям, искать типаж в народе. Постановка и образы танца были настолько комичны, что даже нам, исполнителям, трудно было сдержать улыбку во время концертов. Одним словом, это был по-настоящему веселый танец.
Из многих танцев X.И.Мальми мне как-то особенно запомнилась лирическая сценка «Как играет музыкант». Я должен был сыграть на скрипке простую мелодию, а делать этого тогда не умел. X.И.Мальми договорилась с композитором и скрипачом Л.Йоусиненом, чтобы он дал мне несколько уроков игры на скрипке. Этот танец долгие годы был в репертуаре ансамбля «Кантеле» и с успехом исполнялся во время гастролей в Карелии, Москве и Ленинграде.
Когда речь идет о музыкальном сопровождении или костюмах, X.И.Мальми не признает никаких компромиссов. Она всегда требует точного сохранения ритмического и мелодического начал в танце. Продуманный до деталей костюм для нее – один из основных компонентов постановки. К каждому танцу балетмейстер создает свои эскизы костюмов, выполненные в цвете. Ее эскизы костюмов к финским народным танцам могли бы украсить любую выставку декоративно-прикладного искусства.» Эскизы костюмов Х.И.Мальми хранятся в ансамбле «Кантеле».