Версия для
слабовидящих
 

Национальный ансамбль песни и танца Карелии 

«КАНТЕЛЕ»

- Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле" -

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

Оськина София (1922-2002) ПО ЖИЗНИ С ПЕСНЕЙ

Хормейстер, основатель и руководитель народной вокальной группы, впоследствии получившей название «Айно». Проработала в ансамбле «Кантеле» около 17 лет. Участница Великой Отечественной Войны.
Заслуженный работник культуры РСФСР (1977).
Заслуженная артистка КАССР (1959).
Лауреат Государственной премии Карелии (1976).

София Ивдра (такова ее девичья фамилия) мечтала петь с детства. Много лет она упорно шла к осуществлению своей мечты, пробовалась в разные коллективы художественной самодеятельности — и в Серпуховском текстильном техникуме, и на текстильной фабрике, куда она пришла после окончания техникума. Но осуществлению мечты помогла, как ни странно, война…

В 1941 году она добровольно ушла на фронт санитаркой, где активно участвовала в концертных бригадах художественной самодеятельности по обслуживанию воинов-фронтовиков. Санитарка Соня (так ее называли раненые бойцы) работала порой целыми сутками без отдыха и сна. Бойцы любили ее за неунывающий характер, доброту. Нередко просили ее спеть. И Соня пела, а благодарные слушатели не жалели комплиментов в ее адрес. В архиве «Кантеле» сохранился документ от 20 марта 1942 года, где командованием Калужского полевого подвижного госпиталя выражается благодарность концертной бригаде с участием С.Ивдра «за художественный, содержательный концерт для больных и раненых».


1944 год стал поворотным в судьбе Софьи Оськиной. На смотре армейских самодеятельных артистов она заняла одно из первых мест. Члены жюри смотра, в числе которых была такая известная певица, как Ирма Яунзем, в своем мнении оказались единодушными: Соне надо учиться. Вскоре она была зачислена в Московскую экспериментальную театральную студию. В 1944 году София приехала по направлению в Петрозаводск, где работала в драматическом театре и помогала в работе хоровых самодеятельных коллективов. Через три года по направлению Министерства культуры республики молодая певица поступила в музыкальное училище Ленинградской государственной консерватории им Н.А.Римского-Корсакова.


В годы учебы молодой артистке была оказана большая честь, ее пригласили поработать в театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина. В сезон 1949 года в ряде сцен и миниатюр была занята и Софья Лескова (Оськина). Между сценами она исполняла русские народные песни «Лучинушка», «Меж крутых бережков», «Самарские частушки», выступления певицы пользовались неизменным успехом.
Спустя четыре года, в 1951 году, Софья Павловна вернулась в Петрозаводск с дипломом дирижера-хормейстера. В этом же году она пришла в «Кантеле», и с этого времени вся ее активная творческая и общественная жизнь связана с развитием культуры Карелии.


В 1951 году, вскоре после Недели Карело-Финской музыки и танца в Москве, в «Кантеле» зародилась мысль создать в коллективе народную вокальную группу. Этим и занялась Софья Павловна. Старательно изучала она карельские, финские, вепсские народные песни. Поддерживала постоянные связи с народными хорами республики, карельскими композиторами, которые создавали для группы интересные обработки народных песен и собственные оригинальные сочинения. Человек увлеченный, она сама разыскивала по карельским деревням настоящих народных певуний, коренных носительниц языка — и пополняла ими состав вокальной группы.


«Вслушивалась Софья Павловна в голоса девушек, собранных из разных концов Карелии, и любовалась, когда надо — поправляла. Потом были годы долгой и кропотливой работы. Художественные руководители «Кантеле» стремились к тому, чтобы карельские девчата, становясь артистами, сохраняли свою творческую индивидуальность, свою самобытность…» (из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»).
Новых исполнительниц в группу вводили сами участницы. В экспедициях собирали и народные песни, а затем бережно обновляли и усложняли их — новый творческий коллектив стал своеобразной «лабораторией» народной песни.


«Айно» быстро завоевала популярность, и музыкальная палитра «Кантеле» заиграла неожиданно новыми, яркими красками. Само появление этого коллектива явилось вызовом устоявшейся традиции: выделение группы из хора в обособленный маленький творческий коллектив со своим репертуаром, манерой исполнения, да и вообще существование в одном ансамбле двух разных по жанровой принадлежности хоровых групп — хора и «Айно» — это уже что-то новое, отличное от других известных коллективов. Потом появились и другие коллективы «малого двора», но «Айно» была первой.


«Трудно даже представить себе концерты ансамбля «Кантеле» без народной вокальной группы! Песни звонкоголосой «Айно» звучали в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, Мурманске и Вологде, в республике Коми, на Урале и в Сибири, в братских республиках Средней Азии и в Прибалтике. Наши девушки представляли карельскую молодежь на Всемирном фестивале в Варшаве, пели в Финляндии и ГДР. Их песни не раз передавались по республиканскому и московскому радио, по телевидению…» (из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»). Это высокое профессиональное мастерство и исполнительские традиции заложила основатель и первый хормейстер Софья Павловна Оськина.


Ей довелось работать со многими хоровыми коллективами — с вокальной народной группой Дома культуры Онежского тракторного завода, хором ветеранов и другими ансамблями. Каждый из них имеет свое лицо, свой творческий почерк, свой репертуар. Но рассказ о личности Софьи Павловны был бы неполным, если бы мы не упомянули бы еще об одном детище хормейстера — городском хоре мальчиков «Пеллерво».
Датой рождения хора мальчиков во Дворце пионеров и школьников считается 1963 год. Софья Павловна тогда обошла тогда все школы, отбирая будущих певцов. Их было больше двухсот. Долго не было постоянного места для репетиций. Собирались в разных местах.


Софья Павловна начинала с азов: учила ребят, как брать дыхание, как стоять во время пения, терпеливо объясняла, каковы обязанности каждого хориста. Более ста мальчишек на каждой репетиции требовали внимания, концентрации и полной самоотдачи педагога-воспитателя, организатора и художественного руководителя — Софьи Павловны Оськиной. Многие ребята, пришедшие в хор, были «трудными», но в коллективе они постепенно изменились, стали в дальнейшем хорошо учиться и вести себя.


Хор готовил тематические концерты-программы («Песни карельского края», «Композиторы классики — детям», «Песни народов мира» и др.), вел большую концертную и гастрольную деятельность: несколько раз выезжал в ГДР, в Румынию, выступал во Всесоюзном лагере «Артек», явился многократным лауреатом городских и республиканских конкурсов хоровых коллективов, победителем Всероссийского смотра «Творчество юных».
Многие воспитанники Софьи Павловны из состава хора в дальнейшем связали свою жизнь с музыкой, став студентами Петрозаводского, Московского, Ленинградского и других музыкальных училищ. Многие продолжали петь в хоровой капелле рабочих и служащих Петрозаводска. Все они с благодарностью вспоминали своего первого педагога — Софью Павловну Оськину. C 2004 года в Петрозаводске проводится единственный на Северо-Западе Международный хоровой фестиваль-конкурс «Vivat, мальчишки!», популяризирующий традиции академического пения мальчиков и юношей. И фестиваль этот носит имя Софьи Павловны Оськиной.

NB: При подготовке данной статьи использовалась статья Ю.Ванина «По жизни с песней», с текстом которой можно ознакомиться ниже.

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.