София Ивдра (такова ее девичья фамилия) мечтала петь с детства. Много лет она упорно шла к осуществлению своей мечты, пробовалась в разные коллективы художественной самодеятельности — и в Серпуховском текстильном техникуме, и на текстильной фабрике, куда она пришла после окончания техникума. Но осуществлению мечты помогла, как ни странно, война…
В 1941 году она добровольно ушла на фронт санитаркой, где активно участвовала в концертных бригадах художественной самодеятельности по обслуживанию воинов-фронтовиков. Санитарка Соня (так ее называли раненые бойцы) работала порой целыми сутками без отдыха и сна. Бойцы любили ее за неунывающий характер, доброту. Нередко просили ее спеть. И Соня пела, а благодарные слушатели не жалели комплиментов в ее адрес. В архиве «Кантеле» сохранился документ от 20 марта 1942 года, где командованием Калужского полевого подвижного госпиталя выражается благодарность концертной бригаде с участием С.Ивдра «за художественный, содержательный концерт для больных и раненых».
1944 год стал поворотным в судьбе Софьи Оськиной. На смотре армейских самодеятельных артистов она заняла одно из первых мест. Члены жюри смотра, в числе которых была такая известная певица, как Ирма Яунзем, в своем мнении оказались единодушными: Соне надо учиться. Вскоре она была зачислена в Московскую экспериментальную театральную студию. В 1944 году София приехала по направлению в Петрозаводск, где работала в драматическом театре и помогала в работе хоровых самодеятельных коллективов. Через три года по направлению Министерства культуры республики молодая певица поступила в музыкальное училище Ленинградской государственной консерватории им Н.А.Римского-Корсакова.
В годы учебы молодой артистке была оказана большая честь, ее пригласили поработать в театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина. В сезон 1949 года в ряде сцен и миниатюр была занята и Софья Лескова (Оськина). Между сценами она исполняла русские народные песни «Лучинушка», «Меж крутых бережков», «Самарские частушки», выступления певицы пользовались неизменным успехом.
Спустя четыре года, в 1951 году, Софья Павловна вернулась в Петрозаводск с дипломом дирижера-хормейстера. В этом же году она пришла в «Кантеле», и с этого времени вся ее активная творческая и общественная жизнь связана с развитием культуры Карелии.
В 1951 году, вскоре после Недели Карело-Финской музыки и танца в Москве, в «Кантеле» зародилась мысль создать в коллективе народную вокальную группу. Этим и занялась Софья Павловна. Старательно изучала она карельские, финские, вепсские народные песни. Поддерживала постоянные связи с народными хорами республики, карельскими композиторами, которые создавали для группы интересные обработки народных песен и собственные оригинальные сочинения. Человек увлеченный, она сама разыскивала по карельским деревням настоящих народных певуний, коренных носительниц языка — и пополняла ими состав вокальной группы.
«Вслушивалась Софья Павловна в голоса девушек, собранных из разных концов Карелии, и любовалась, когда надо — поправляла. Потом были годы долгой и кропотливой работы. Художественные руководители «Кантеле» стремились к тому, чтобы карельские девчата, становясь артистами, сохраняли свою творческую индивидуальность, свою самобытность…» (из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»).
Новых исполнительниц в группу вводили сами участницы. В экспедициях собирали и народные песни, а затем бережно обновляли и усложняли их — новый творческий коллектив стал своеобразной «лабораторией» народной песни.
«Айно» быстро завоевала популярность, и музыкальная палитра «Кантеле» заиграла неожиданно новыми, яркими красками. Само появление этого коллектива явилось вызовом устоявшейся традиции: выделение группы из хора в обособленный маленький творческий коллектив со своим репертуаром, манерой исполнения, да и вообще существование в одном ансамбле двух разных по жанровой принадлежности хоровых групп — хора и «Айно» — это уже что-то новое, отличное от других известных коллективов. Потом появились и другие коллективы «малого двора», но «Айно» была первой.
«Трудно даже представить себе концерты ансамбля «Кантеле» без народной вокальной группы! Песни звонкоголосой «Айно» звучали в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, Мурманске и Вологде, в республике Коми, на Урале и в Сибири, в братских республиках Средней Азии и в Прибалтике. Наши девушки представляли карельскую молодежь на Всемирном фестивале в Варшаве, пели в Финляндии и ГДР. Их песни не раз передавались по республиканскому и московскому радио, по телевидению…» (из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»). Это высокое профессиональное мастерство и исполнительские традиции заложила основатель и первый хормейстер Софья Павловна Оськина.
Ей довелось работать со многими хоровыми коллективами — с вокальной народной группой Дома культуры Онежского тракторного завода, хором ветеранов и другими ансамблями. Каждый из них имеет свое лицо, свой творческий почерк, свой репертуар. Но рассказ о личности Софьи Павловны был бы неполным, если бы мы не упомянули бы еще об одном детище хормейстера — городском хоре мальчиков «Пеллерво».
Датой рождения хора мальчиков во Дворце пионеров и школьников считается 1963 год. Софья Павловна тогда обошла тогда все школы, отбирая будущих певцов. Их было больше двухсот. Долго не было постоянного места для репетиций. Собирались в разных местах.
Софья Павловна начинала с азов: учила ребят, как брать дыхание, как стоять во время пения, терпеливо объясняла, каковы обязанности каждого хориста. Более ста мальчишек на каждой репетиции требовали внимания, концентрации и полной самоотдачи педагога-воспитателя, организатора и художественного руководителя — Софьи Павловны Оськиной. Многие ребята, пришедшие в хор, были «трудными», но в коллективе они постепенно изменились, стали в дальнейшем хорошо учиться и вести себя.
Хор готовил тематические концерты-программы («Песни карельского края», «Композиторы классики — детям», «Песни народов мира» и др.), вел большую концертную и гастрольную деятельность: несколько раз выезжал в ГДР, в Румынию, выступал во Всесоюзном лагере «Артек», явился многократным лауреатом городских и республиканских конкурсов хоровых коллективов, победителем Всероссийского смотра «Творчество юных».
Многие воспитанники Софьи Павловны из состава хора в дальнейшем связали свою жизнь с музыкой, став студентами Петрозаводского, Московского, Ленинградского и других музыкальных училищ. Многие продолжали петь в хоровой капелле рабочих и служащих Петрозаводска. Все они с благодарностью вспоминали своего первого педагога — Софью Павловну Оськину. C 2004 года в Петрозаводске проводится единственный на Северо-Западе Международный хоровой фестиваль-конкурс «Vivat, мальчишки!», популяризирующий традиции академического пения мальчиков и юношей. И фестиваль этот носит имя Софьи Павловны Оськиной.
NB: При подготовке данной статьи использовалась статья Ю.Ванина «По жизни с песней», с текстом которой можно ознакомиться ниже.