Зрителям | Контакты |
О системе этнокультурных доминант и маркеров в традиционной культуре карелов
И.Б. Семакова
музыковед, фольклорист,
заслуженный деятель искусств РК
За несколько последних десятилетий информационная сетка карельской традиционной культуры сильно сжалась. Старшее поколение носителей традиции уходит, часто унося в небытиё и главную доминанту карельской культуры – язык этноса, а также историко-культурную память карельского народа, где верования этноса и их отражение в инструментальной (изготовление и игра на музыкальных инструментах и их календарно-магическая приуроченность )[1], а также иные формы культуры карельского этноса занимают доминирующую позицию.
В физике, биологии и ряде иных наук хорошо известен постулат, который можно сформулировать следующим образом: в максимально малой величине объекта содержится вся информация о самом объекте. На наш взгляд, в гуманитарной сфере этот постулат также является верным. Следовательно, все особо значимые закономерности карельского языка являются структурными закономерностями или маркерами и в сфере музыкальной и музыкально-поэтической культуры.
В современный историко-культурный период (с конца 1980-х гг. по настоящее время) в Карелии в повседневной практике и науке развертываются процессы активного переосмысления "наследства" карельского народа и последующая, прежде всего, классификационная работа. Постепенно среди ученых, особенно музыкантов, приходит осознание факта, что хранителем и транслятором традиционных знаний карелов и сегодня является родовая община, а не соседская, как у русских. С таким пониманием происходит и пересмотр ранее собранного в полевых условиях музыкального, музыкально-поэтического и этнографического материала. Рассмотрим музыкальную традиционную культуру карелов рлжробнее.
В определение этнического типа культуры карельского народа нами выделяются четыре главных признака традиционной художественной культуры карелов как маркеры высшего уровня:
1. принципы традиционного взаимодействия этноса со средой обитания;
2. состояние этнического художественного хронотопа в конкретной историко-культурной эпохе;
3. принципы линейного и центробежного развития процессов в культуре в различные историко-культурные периоды художественного и музыкального мышления карелов;
4. основные композиционные принципы в духовной культуре карельского этноса, совпадающие с типом языка.
Поэтому традиционная музыкальная культура карелов отнесена нами к:
- экофильному (природосообразному),
- временному типу (в художественном хронотопе)
- с агглютинативными (присоединительными) композиционными принципами[2].
Мы выделили также и иные важнейшие для этнической культуры карелов группы признаков музыкально-поэтической традиции:
- родовую общину как механизм сохранения передачи традиции контактным способом и
- доминирующие художественные формы:
v эпос;
v допесенные формы музыкально-поэтической культуры;
v традиционную хореографию
v традиционную инструментальную культуру (ссылка 1).
ü Эпос карелов в его многочисленных формах - старая и наиболее архаичная художественная доминанта в этнической культуре карелов, восходящая к структурам карельского языка – фонетике и фонологии (закрепленное на первом слоге динамическое ударение, гармония гласных, аллитерации и ассонансам, сниженной мелодике речи и др.), морфологии[3] (агглютинативный тип карельского языка), синтаксису[4].
Допесенные формы интонирования (коммуникации-выкрики в лесу, призывы животных, детский фольклор - считалки, дразнилки, приговорки, ритмизованные сказки и др., загадки, пословицы и поговорки, заговоры, магические формулы и пр.), напрямую связанные с речью карельского этноса) - доминанта в структуре этнической культуры карелов.
Маркерами структурно-типологического уровня в эпосе и допесенных формах этнической традиционной музыкальной и музыкально-поэтической культуры служат принципы развертывания напева (интонации) как пространственной структуры художественного хронотопа и его основные характеристики:
- политекстовость напева,
- формульность напева,
- текучесть напева (характеризуется самостоятельным развертыванием относительно текста и ритмо-поэтических границ).
В традиционных музыкальных и музыкально-поэтических структурах эпоса и допесенных форм музицирования карелов актуальными являются следующие композиционные типы[5]:
1) 1-2 2) 1-2-3 3) 1-2 4) 1 5) 1 4.
- - - - -
4 3-4; 2-3 2 - 3
Они встречаются на всех уровнях композиций всех жанров, в том числе, рун, причитаний, ёйг, баллад, инструментальных наигрышей и др. В музыкальных и музыкально-поэтических композициях они, как мелодии, тяготеют к пространственной функции в художественном хронотопе и могут быть неоднократно повторены и "вывернуты" наподобие чулка (ракоход полный или частичный). Поэтому в мелодике эпических напевов мы выделили три основные формы - линейную, круговую и смешанную[6].
Они, как правило, тяготеют к образованию музыкально-поэтических структур тирадного вида, ярко проявляющихся, например, в причётной традиции карелов, где музыкально-ритмическое строение энциʹпитной (начальной) строфы (время в художественном хронотопе) задают одно- или двухосновные глаголы[7]. Далее исполнитель ориентируется на время звучания так называемых "больших" тирад (тирада = 68-78 музыкальных единиц, включая время вдоха, выдоха, случайных пауз, исполнительских погрешностей и пр., где единица = ♪)[8]. Каждая "большая" тирада складывается из тирад "малых" и "средних", границы между которыми могут быть скрыты "текучестью" мелодики. Именно эти структуры являются в причитаниях корректирующими, при помощи которых исполнитель выравнивает время звучания "больших" тирад. Тирады энциʹпитные в структуру "больших" тирад могут но, чаще всего, не входят).
Традиционная хореография имеет у карелов многовековую историю, но особенно активно эта доминанта в традиционной культуре карелов развилась в период ХVIII- сер. ХХ вв.
Регламентирующими признаками историко-культурного пласта в традиционной хореографии карелов (включая игровую культуру как первый структурный уровень хореографической традиции) являются принципы пространственной организации: наиболее архаичные – линейные и более поздние – круговые с серединой[9], затем – круговые с центром[10].
В архаичных групповых формах хореографии, например, круугах, женское и мужское начала не разделяются (как и в карельском языке). С появлением и закреплением в традиционной культуре ХVIII- сер. ХХ вв. парно-массовых танцев социумом активно в них культивируются, помимо биологических, гендерные признаки (маркер).
Таким образом, главная доминанта карельской культуры – язык этноса – явление диалектическое, отражающее все спектры жизнедеятельности карелов, сохраняющее историческую память этноса, формирующее этнокультурное мышление и отражающее его в художественном хронотопе. В этом контексте традиционная культура является апробированным опытом поколений, т.е. адаптационным механизмом выживания этноса в конкретной окружающей среде и механизмом сохранения и воспроизводства этнического самосознания.
[1] Подробно: Семакова И.Б. - Традиционные музыкальные хордофоны кантеле и йоухикко в контексте этнической культуры.- Петрозаводск, 2014.
[2] Типов музыкальной культуры народов Фенноскандии два. Второй тип – социофильный, пространственный с флективными принципами композиции.
[3] "Для слова в агглютинативных языках характерны: 1) максимальная степень семантической самостоятельности и формальной определенности аффиксов (в том числе их "самостоятельности" и отдельности в языковом сознании говорящих); 2) наибольшая свобода структуры слова при большой нагруженности словоформ отдельными грамматическими, в том числе синтаксическими значениями; 3) сингармонизм (единообразное вокалическое оформление) слова, необходимый в качестве того "цементирующего средства" (И.А. Бодуэн де Куртенэ), которое обеспечивает целостность и отдельность агглютинативной словоформы", - Мечковская Н.Б. - Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. - М., 2001. С. 74-75.
[4] На наш взгляд, в языковом хронотопе это структуры пространственного уровня. Они сопоставимы с аналогичными структурами в хореографии карелов, а также в игровой традиции этноса. О синтаксических структурах в языке: - Федотова В.П. - Очерк синтаксиса карельского языка. - Петрозаводск, 1990.
[5] Федотова В.П. - Очерк синтаксиса карельского языка. - Петрозаводск, 1990. С. 68.
[6] Семакова И.Б. - Мелодические напевы рунических напевов Беломорской Карелии (по материалам сборника А. Лауниса "Напевы карельских рун") // Бубриховские чтения. Проблемы прибалтийско-финской филологии и культуры. - Петрозаводск, 2002. С. 187-197.
[7] Зайков П.М. - К проблеме неустойчивости границ между одноосновными и двухосновными глаголами в диалектах карельского языка // Бубриховские чтения. Проблемы прибалтийско-финской филологии и культуры. - Петрозаводск, 2002. С. 43-50.
[8] Темп исполнения образца традиционной эпической культуры зависит: от традиционной скорости речи в локальной традиции, индивидуальных исполнительских приемов - скорости произнесения текста, включение или не включение плача, наличие словообрывов и повторов и др. Часто по сложности контекста возможно выделить исполнителей высокого уровня (народных"профессионалов") и общинных исполнителей.
[9] В культуре карелов многочисленны игры и танцы, в том числе, поздние, тяготеющие к идее круговой пространственной организации в форме статического круга и середины.
[10] Моторика тела в культуре карелов архаична, ее семантика свидетельствует о древних культах змеи и птицы, т.е. о культах плодородия.

