Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Мы согласны с этим утверждением, поэтому по крупицам собираем и храним историю нашего ансамбля.
Жизнь ансамбля, опалённую войной, в своих дневниковых записях фиксировал Максим Гаврилов, солист оркестра нашего ансамбля, а также другие артисты коллектива. Во многом благодаря им мы знаем и помним о событиях тех суровых лет.
В преддверии 9 Мая мы начинаем серию публикаций о военных страницах в истории «Кантеле».
Сегодня мы расскажем о первых месяцах войны.
Июнь 1941 года у артистов ансамбля «Кантеле» совпал с отпуском. Первые, пришедшие в ансамбль в середине 30-х, разучивая ноты и привыкая к новому для многих инструменту, еще не знали, что «завтра будет война».
«О том, что началась война я узнал, когда отдыхал в родной деревне. На раздумье не было времени – возвращаюсь в Петрозаводск. По пути следования, в районе железнодорожных станций Лоухи, Кемь, Беломорск, увидел первые воронки от вражеских бомб…» Из дневника Максима Гаврилова: «18 июля 1941. Ансамбль сократили до предела. Репетируем согласно графика, дежурим в филармонии. Нас учат, как надо гасить зажигательные бомбы…», – вспоминает один из первых артистов, кантелист Максим Гаврилов.
В его дневнике находим ещё такие записи:
«2 июля 1941. Вчера на Петрозаводск было пять налетов <…> 31 июля 1941. Роем противотанковые рвы в местечке Бесовец под Петрозаводском. Днем копаем ямы глубиной 2-3 метра, а вечером выступаем с концертом. Где теперь легко – война!»
Ансамбль нашел своё место в общем строю, выступая с концертами в частях Красной Армии на Карельском фронте, в госпиталях, перед населением прифронтовой полосы. Огромным успехом пользовались у зрителей сатирические стихи художественного руководителя Гудкова, проникнутые горячей верой в победу.
Из дневника Максима Гаврилова: «Мы понимали, чего ждут от нас люди, и перестраивали свой репертуар на ходу. В те дни мы исполняли и известные патриотические произведения, и вновь созданные: «Победа за нами» Р.Пергамента, «В бою и труде» К.Раутио, «Грозный отпор» Л.Теплицкого».
В ряды Красной Армии были призваны Павел Дворжицкий (бас-кантеле), Виктор Зайцев (кларнет), Матвей Кирьянов (альт-кантеле), Федор Козин (балет), Петр Сарафанов (балет). Смертью храбрых пал кантелист Александр Шестаков. Остальные служили фронту в тылу.