Этот город - особая страница в истории ансамбля «Кантеле». В октябре 1941 года в связи с оккупацией Петрозаводска Беломорск стал столицей республики, а с 24 мая 1942 года наш ансамбль базировался в этом городе. Здесь коллектив давал концерты, отсюда отправлялся на гастроли.
Из дневника Максима Гаврилова: «24-25 августа 1942. Наши два открытых концерта в клубе Кирова. Программа современна, жизнерадостна <…> Концерты наши начинают привлекать внимание зрителей. Залы переполнены, успех колоссальный».
По воспоминаниям очевидцев, на концерты «Кантеле», которые проходили в Клубе имени С.Кирова, в Доме ветеранов и на других площадках, было не попасть.
«8 июня 1942. Сегодня правительственный просмотр ансамбля <…> Правительство обещало помочь в организационных вопросах. Есть мысль довести ансамбль до 50 человек…»
Помощь Правительства не заставила себя ждать. Из Распоряжения Совета народных комиссаров Карело-Финской ССР:
«…1. Горторготделу Беломорска: выдать хлебные карточки работникам ансамбля на 800, 600 и 400 граммов хлеба в день согласно списка.
2. Работников ансамбля прикрепить к столовой №4.
3. Обеспечить работников ансамбля отдельными предметами личной гигиены, одеждой и обувью первой необходимости…»
Из Постановления СНК КФССР от 18 июня 1942 года:
«Кантеле-ансамбль» реорганизован в «Государственный Национальный Ансамбль карело-финской песни и пляски «Кантеле». В целях сохранения этого единственного карело-финского ансамбля принято решение:
- расширить ансамбль;
- ввести в его состав дополнительные, родственные для кантеле, инструменты;
- добиться в ближайшее время замены всех наличных в оркестре инструментов более совершенными, произведя их реконструкцию…»
Состав ансамбля был увеличен до 50 человек. Несколько артистов пришли в «Кантеле» из ансамбля песни и пляски Карельского фронта. Художественным руководителем назначен был Сергей Озеров – по словам М.Гаврилова, «обаятельный, интеллигентный, исключительной требовательности человек», руководителем оркестра – Яков Геншафт.
В Беломорске в ансамбль влились многие артисты, составившие затем славу «Кантеле»: Хельми Мальми, Эльза Баландис, Люция Теппонен, Милица Кубли… Пришла в коллектив и дочь Виктора Гудкова – 17-летняя Аэлита. Она проработала в ансамбле с 1942 по 1947 год.
Самой юной участницей «Кантеле» стала Альбина Фролова: красивой светловолосой певице едва исполнилось 16 лет. Но война, как известно, рано делает людей взрослыми…
Среди новичков ансамбля была и Люция Теппонен – гордая, независимая, озорная девушка, покорившая руководителей красивым, чистым, сильным голосом и живым темпераментом.
В 1942 году в «Кантеле» пришел Эрик Раутио – талантливый музыкант-исполнитель (бас-кантеле), актер, аранжировщик, участник и руководитель малых инструментальных ансамблей в разных составах.
В 1943 году в «Кантеле» начала работать Милица Кубли – певица, любимая ученица Е.Ф.Гнесиной, ставшая впоследствии одной из ведущих солисток ансамбля, часто выступавшая в дуэтах с Сирккой Рикка и с Люцией Теппонен.