— Время работы в ансамбле «Кантеле» напоминает мне годовые кольца. У меня их уже двадцать одно, — говорит Оксана Смирнова, главный балетмейстер нашего творческого коллектива. Эту должность она занимает с июня 2011 года.
Когда в Оксане проснулась любовь к танцам, как в судьбе появился ансамбль «Кантеле», какая программа коллектива стала для неё знаковой и что главный балетмейстер хочет пожелать ансамблю в год его 85-летия - узнаем из первых уст.
— Как пересеклись две судьбы - ваша и «Кантеле»?
— Впервые об ансамбле я услышала, когда была студенткой 2-го курса Карельского колледжа культуры и искусств. Тогда я и представить себе не могла, что буду когда-то работать в этом прославленном коллективе. Это произошло, но не сразу. Прежде я полгода я была артисткой балета в военном ансамбле. После его расформирования решилась прийти в «Кантеле» на просмотр, но вакантных мест не оказалось. Меня это не смутило. Я уговорила руководство взять меня, так сказать, вольным танцором. Спустя три месяца, в феврале 2000 года, меня приняли в штат артисткой балета, затем я стала репетитором танцевальной группы, а сейчас возглавляю её.
— Когда и как танец пришёл в вашу жизнь?
— Это произошло по воле случая, никто из моей семьи не занимался хореографией, хотя мама очень творческий человек - она поёт. Однажды, когда мне было лет 7-8, по телевизору показывали балет «Щелкунчик», мне очень понравилось, я захотела танцевать. Попросила подругу, которая тогда занималась в детской балетной студии, взять меня с собой на занятие. Татьяна Михайловна Семенихина, мой будущий педагог по танцам, сказала: «Наверное, у тебя не получится "догнать" ребят, потому что уже середина полугодия, но попробуй позаниматься три месяца, за это время я посмотрю на тебя и решу, подходишь ты или нет». Прошло время и вместо ожидаемого отказа я услышала, что справилась! Так моя судьба навсегда соединилась с танцем. Я всё время в «балетном классе», даже находясь дома, работаю над постановками новых танцев и комбинаций.
— Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать главный балетмейстер?
— Балетмейстер — это создатель танца, он должен обладать знаниями режиссёра-постановщика. Необходимо уметь организовать процесс постановки, подобрать правильно музыку, ощущать её. Это человек, который не только придумывает образы, но и воплощает их в жизнь.
— За время работы в «Кантеле» что удалось привнести в работу танцевальной группы? Какие творческие задумки пока остались нереализованными?
— Я стараюсь не испортить то, что было создано до меня, но иногда приходится что-то менять, время диктует такие правила. Многие фольклорные танцы я адаптирую под профессиональных артистов, поэтому они выглядят более техничными и сложными.
Творческих задумок много. Например, сейчас работаю над сольным «Девичьим поморским танцем». Сложно пишется музыка, достаточно трудно передать через танец эмоции девушки, ожидающей возвращения своего возлюбленного, который ушёл в море на промысел.
Также я верю в возобновление мероприятий международного проекта нашего ансамбля и норвежского театра танца «Стелларис» (Stellaris DansTeater), которые временно находятся на паузе из-за пандемии и закрытых границ.
— Какая программа «Кантеле» и почему стала для вас знаковой и, возможно, самой любимой?
— Это «Русские Карелии». С неё в «Кантеле» началась моя балетмейстерская деятельность. Я была постановщиком всех мизансцен, но главное - поставила два больших номера «За Шуньгою» и финальный вокально-хореографический номер «На пиру ли я была». Эта программа в 2016 году была отмечена премией Правительства Российской Федерации.
— Что значит для вас «Кантеле», чему он вас научил?
— «Кантеле» для меня всё! Это моя работа, мои коллеги, моё творчество. 21 год я каждый день учусь. Учусь терпимости, учусь создавать, слышать и дышать в унисон с людьми и ансамблем, с которыми творю.
— Что хотите пожелать ансамблю «Кантеле» и коллегам в год празднования 85-летия?
— Дорогой мой коллектив, желаю всем терпения и выдержки, преданного отношения к избранному пути, желаю дружно трудиться ради совместных успехов, потому что у вас невероятно сложная и интересная профессиональная деятельность. Пусть мы будем всегда полны новыми творческими идеями, пусть нам покоряются профессиональные вершины, а залы на концертах будут полными. Чтобы всегда раздавались восторженные крики «бис» и «браво»! Процветай, наш любимый «Кантеле»!