«Кантеле» не был первенцем в семье национальных ансамблей. К 1936 году, с которого начинается биография «Кантеле», их насчитывалось в стране немалое количество. Имелись и прославленные коллективы – законодатели мод. Их творческий почерк считался эталоном для всех, их художественные приемы копировались. Форма построения концерта таких коллективов стала повсеместно распространенной. Так возник определенный исполнительский штамп.
Не избежал общей участи и ансамбль «Кантеле». Выросший из самодеятельного кружка кантелистов, постепенно «обрастая» исполнителями других жанров – певцами, танцорами, – он незаметно влился в семью коллективов-близнецов, исповедовавших уже порядком устаревшие художественные принципы и, как правило, стоявших на невысоком художественном уровне профессионального мастерства. Такой ход событий не мог не привести к застою, который стал особенно резко ощущаться в этом жанре искусства в начале 1960-х годов.