Процесс экспериментального поиска, разработки такого инструмента, который бы удовлетворил исполнителя во всех отношениях – качеством звучания и удобством расположения струн, – шел вплоть до конца 1960-х годов.
Только к концу 1960-х годов появляется инструмент, который отвечал потребностям исполнителей. Многолетний труд энтузиастов – марийских, эстонских, московских – нашел свое завершение в удачных опытах эстонского мастера Илмара Кукка, которому впервые удалось освободить кантеле от ряда дефектов и создать в 1968-1969 годах полнозвучный и надежный инструмент.
Опытный мастер изготавливал и усовершенствовал различные эстонские каннели. По просьбе ансамбля он взялся за усовершенствование ближайшего родственника эстонского каннеля – карельского кантеле.
Первые кантеле, изготовленные Кукком, были очень удачными, но поддержки на верхней деке мешали полному восприятию кантеле. (Именно на таком кантеле играла в оркестре Татьяна Антышева).