Если вначале артисты «Кантеле» были одновременно и оркестрантами, и певцами, и танцорами (такова была задача, поставленная перед ними руководителем Виктором Гудковым – «быть артистами широкого профиля»), то уже к концу 1930-х годов происходит, за небольшими исключениями, разделение артистического состава на собственно оркестрантов, хористов и танцоров.
Однако образование будущих кантелистов оставалось большой проблемой на протяжении длительного времени. Многие кантелисты (и это будет продолжаться почти до 1990-х годов) приходят в ансамбль, куда их берут учениками, без образования, иногда даже не зная, что такое кантеле. Да и таких «учеников» было крайне мало. Ясно, что для того, чтобы «Кантеле» пополнялся профессиональными кадрами, нужно было менять что-то в самом процессе подготовки будущих кантелистов, не ограничиваясь только ансамблем «Кантеле».
Так, Максим Гаврилов и Гельмер Синисало в статье, опубликованной в журнале «Советская музыка» (№9/1959), указывали на необходимость увеличения группы кантелистов. Это, в свою очередь, требовало расширения класса кантеле в Петрозаводском музыкальном училище и создания своей мастерской по изготовлению инструментов. Спустя три года, 11 февраля 1962, в своем дневнике Максим Гаврилов, упоминая о том, как кантелистов »пытаются делать из артистов хора (по совместительству)», высказывает мысль, которая уже давно витала в умах передовых деятелей музыкальной культуры: «Чтобы были кадры, необходимо, пока не поздно, набрать учеников либо готовить в музыкальном училище…»
Нужно отметить, что класс кантеле в музыкальном училище пытались открыть еще в 1955 году, когда, по свидетельству из дневника Гаврилова, его пригласили там преподавать. С сожалением Гаврилов отмечает: «Это невозможно в связи с выездами…»
Стабильно класс кантеле в музыкальном училище заработал и начал выпускать молодых специалистов гораздо позже.
Из артистов «Кантеле» в музыкальном училище в разные годы преподавали старейшие кантелисты, одни из первых артистов ансамбля Кертту Вильянен (она также вела у студентов финский язык) и Тойво Вайнонен. В настоящее время молодых артистов готовит нынешний руководитель ансамбля кантелистов – заслуженная артистка Ирина Шишканова.
Но большинство артистов-кантелистов начинало свою игровую практику сразу в ансамбле «Кантеле», постигая премудрости игры на инструменте «по ходу дела» с помощью старших товарищей. Полгода или год подготовки – и бывшим ученик становился полноправным артистом ансамбля, переводился в разряд «артиста оркестра», в составе коллектива выступал на сцене, выезжал на гастроли.
Учениками в «Кантеле» начинали такие известные в будущем артисты, как Максим Гаврилов (1938), Эйла Раутио (1946), Лилия Быданова и Татьяна Антышева (1947), Валентина Матвеева (1967), Наталья Акулишнина (1974) и многие другие.