В статье «Святое наследие нужно сохранять» (1986) С.Стангрит, словно отвечая приведенным выше мыслям Т.Краснопольской, рассказывает: «Наш оркестр состоит из девяти кантеле, двух кларнетов, контрабаса, баяна и ударных <…> Кантеле сделало из нашего оркестра нечто необычное, самобытное. В.Гудков мечтал о возвращении в ансамбль йоухикко и вирсиканнеля, поэтому я решил осуществить его намерения и создать оркестр старинных инструментов. По звучанию к кантеле ближе всего находятся флейты и дудочки <…> Нужно как можно больше получить народных инструментов в оркестр кантеле, они придали бы оркестру новые краски <…> Я считаю оркестр времени Льва Косинского эталоном».
Из дипломной работы артистки оркестра Виктории Нижник (2005):
«В 1989 году руководителем оркестра стал Генрих Туровский, который работал в ансамбле студентов, изучающих финский язык в Петрозаводском государственном университете. Как оказалось, хроматическое кантеле как инструмент не был в его интересах <…> «Финский ансамбль» стал главным звеном «Кантеле», и ансамбль «Кантеле» по своим программам начал напоминать ансамбль университета, а ситуация стала похожей на послевоенную».
Напомним, что после войны оркестр «Кантеле» был перегружен чужеродными инструментами, совершенно заглушающими звук кантеле. И с того времени вопрос «Что же такое кантеле – основа ансамбля «Кантеле», просто название ансамбля или украшение сцены?» будоражил общественность еще не раз.
Такая «ситуация» продолжалась довольно длительный период, отголоски его дошли до начала 2000-х: «Хроматический инструмент кантеле в оркестре нивелировался. В 1991 художественное руководство принимает на себя Сергей Стангрит. Он вновь образует ансамбль старинных инструментов, в котором, однако, участвовали не все артисты.
В это время очень активно используются диатонические кантеле, что обуславливалось направлением репертуара. Часто они использовались как аккомпанирующие в составе «финского ансамбля» для сопровождения танцев, где основным приемом игры было бряцание. Диатонические кантеле также составляли основу ансамбля старинных инструментов.
В 2002 художественным руководителем стал Вадим Кучин, который стремился создать из ансамбля коллектив театрализованной направленности, где хроматическое кантеле было бы в одном экземпляре. К счастью, эта идея не реализовалась. Но, к сожалению, сокращение состава кантелистов все-таки произошло – вместо 8 исполнителей осталось 6.
В 2003 году художественным руководителем стал талантливый музыкант Вячеслав Иванов, хорошо изучивший специфику инструмента кантеле и оркестра. В.Иванов создает обработки, учитывающие тихое звучание хроматического кантеле. Кроме того, эта проблема частично решается путем использования звукоусиливающей аппаратуры, что удачно восстанавливает баланс оркестра».
В настоящее время в оркестре «Кантеле» 14 человек. Ансамбль кантелистов насчитывает: 3 примы, 2 альта, бас. Инструментальный состав включает: кларнет, 2 скрипки, аккордеон, контрабас, ударные, баян. Также существует ансамбль старинных инструментов, основу которого составляют 5-струнные, 10-струнные кантеле, йоухикко, вирсиканнель, сигудек, гудок, народные флейты. В этот ансамбль могут входить ударные (бубен, шаманский бубен), варган, пила, пяре (деревянная пластина на веревке), вепсские гусли и даже хроматическое кантеле. Все эти инструменты в своем составе могут варьироваться (так, например, в репертуаре этого ансамбля есть произведение, в котором участвуют лишь 10-струнные кантеле и вепсские гусли).