Версия для
слабовидящих
 

Национальный ансамбль песни и танца Карелии 

«КАНТЕЛЕ»

- Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле" -

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

Наталья Акулишнина (р. 1957) ЖИЗНЬ В АНСАМБЛЕ

Кантелистка, проработала в оркестре «Кантеле» около 30 лет.
Заслуженный работник культуры Республики Карелия.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2010)
В настоящее время возглавляет класс кантелистов Молодежной студии «Кантеле». 

Наталья Акулишнина родилась 30 апреля 1957 г. в Петрозаводске. Занималась в детской музыкальной школе №1 по классу баяна у И.И.Иванова. По окончании школы попробовала поступать в музыкальное училище на отделение народных инструментов (баян), но не поступила. Однако баянист Виктор Демидов, заседавший в приемной комиссии, знал, что «Кантеле» требовалась молодежь, и Наталью вместе с парой-тройкой других соискателей отправили в ансамбль.

В августе 1974 года ее приняли в ансамбль ученицей на кантеле, а официально оформили на работу с 1 февраля 1975 года. И в ансамбле, и в музыкальном училище ее учителем стал старейший кантелист, опытный педагог Тойво Потапович Вайнонен.

В это время директором «Кантеле» был Семен Матвеевич Карп, художественным руководителем — Борис Моисеевич Константиновский, а дирижером — замечательный музыкант Сергей Иванович Михеев. А что значили для молодой кантелистки имена ее старших коллег! Максим Гаврилов, Тойво Вайнонен, Татьяна Антышева, Ханна Пирхонен, Тююне Пулккинен, Валентина Матвеева, Эйла и Эрик Раутио (последний был руководителем группы кантелистов)…

Музыкальное училище Наталья окончила в 1980 году. Как раз в это время, на рубеже 1970-80-х гг., в ансамбль вернулся дирижер Лев Афанасьевич Косинский — чуткий музыкант, педагог, дирижер «от бога», которого в «Кантеле» часто называли «музыкальной энциклопедией». Он и заметил Наталью Акулишнину как музыканта, стал «поднимать» ее, побуждать к дальнейшему профессиональному росту. «Косинский слышал все, — вспоминает Наталья Павловна. — Не дай бог, ошибка — ТАК посмотрит на тебя… Очень был строгий, требовательный, резкий. Но в этот раз проработал недолго — он уже был стар…». Его сменил Сергей Стангрит.

Долгое время Наталья Акулишнина была ведущей артисткой оркестра, владела несколькими разновидностями инструмента: хроматическое кантеле-прима, 10-струнное и 5-струнное диатоническое традиционное кантеле. На последних она играла в ансамбле старинных инструментов, который пользовался популярностью наравне с ансамблем кантелистов. Вместе с «Кантеле» гастролировала в Финляндии, Германии, Чехословакии, Франции.

«Талантливый музыкант, яркая исполнительница, особенно проявившая себя в программах ансамбля, посвященных 150-летию карело-финского эпоса «Калевала», 60-летию ансамбля «Кантеле» (выдержка из характеристики). В 2000 году Наталья Акулишнина была удостоена звания «Заслуженный работник культуры Республики Карелия».

Особая страница в творческой жизни Натальи Акулишниной — ее участие в т. н. «малых составах». Именно по ее инициативе родились в «Кантеле» многие инструментальные ансамбли, ставшие заметным явлением музыкальной жизни не только коллектива, но и всей республики.
Первым стал квинтет: 3 кантеле, контрабас и ударные — Татьяна Антышева, Наталья Акулишнина, Ханна Пирхонен (затем ее сменили Нина Локкина, Эльви Мюгянен), Эдуард Паклинский и Леонид Игнатьев. Таким составом много выступали и даже ездили на гастроли в Германию. Квинтет имел собственный репертуар, а также аккомпанировал певцам и сопровождал танцы.

Затем был дуэт с Максимом Гавриловым, в котором Наталья продолжила дело своего учителя Тойво Вайнонена, долгие годы выступавшего с Гавриловым. Наталья Акулишнина (на приме) солировала, Максим Гаврилов (на альте) аккомпанировал, попутно импровизируя. Кстати, по свидетельству артистки, в то время каждый из кантелистов имел довольно обширный сольный репертуар — но не для выноса на сцену, а скорее для себя, для того, чтобы поддерживать форму. Занимались много.

1980-е годы были сложным периодом для группы кантелистов: один за другим уходили ветераны — Павел Дворжицкий, Тююне Пулккинен, Тойво Вайнонен, Максим Гаврилов, Татьяна Антышева, Эйла и Эрик Раутио… Молодые кантелисты остались без духовной поддержки. А жизнь продолжалась, нужно было выступать, ездить на гастроли… После окончания музыкального училища в «Кантеле» приходит Александра Гудкова (Сахарова), и в 1989 году рождается новый дуэт — во многом спонтанно, по острой необходимости. На первые гастроли дуэт поехал в Пудож. Играли по нотам…

Со временем дуэт накопил огромный репертуар, с которым выступал на различных площадках. «Играли и классику, — вспоминает Наталья Павловна, — и карельских композиторов. Обработки делали сами: снимали на слух с пластинок и кассет, кое-что писал для нас Сергей Стангрит. И концерты сами себе устраивали — например, в выставочном зале на ул.Ленина, выступали на мероприятиях «Кантеле», записывались на радио…».

Потом были дуэт с Александром Ивановым. И вновь — обширный репертуар, многочисленные выступления…
1990-е годы — время рождения еще одного дуэта: Наталья Акулишнина и Сергей Стангрит; вначале кантеле с аккордеоном, затем с синтезатором, а впоследствии и с фортепиано. Удивительно, но инструменты, такие разные по тембру, слились в едином ансамбле. В репертуаре дуэта была самая разная музыка: от народных мелодий до популярных советских песен, которые, кстати, в Финляндии принимали «на ура».

И еще одна — сегодняшняя — страница жизни Натальи Акулишниной: работа с детьми… Наталья Павловна стала создателем и руководителем оркестра юных кантелистов «Куллерво», прививая молодому поколению навыки игры и любовь к традиционному карельскому инструменту.
1988 году в «Кантеле» организовали детскую студию, которую через год передали в городской дом культуры. Туда в 1989 году ушла и Наталья Павловна. Однако расстаться с ансамблем, где проработала столько лет, было выше ее сил: каждое лето, в разгар туристического сезона, Наталью Акулишнину можно было видеть на сцене в составе ансамбля кантелистов. Через 2 года, когда в «Кантеле» вернулся Сергей Стангрит, с ним вместе вернулась и Наталья Павловна. В оркестре она проработала до 2003 года, одно время была руководителем ансамбля кантелистов.

В 2001 году по инициативе директора «Кантеле» Лилии Степановой создается экспериментальная молодежная студия при ансамбле. В нее вливается уже существующий оркестр юных кантелистов под управлением Н.П.Акулишниной.
Сегодня оркестр Молодежной студии «Кантеле» — неизменный участник Парадов кантелистов, фестивалей «Кантеле», «Калевальская мозаика», «Мелодии эпохи Калевалы», городских концертов, презентаций, выставок, форумов, конференций, а также традиционного большого отчетного концерта в конце учебного года. Юные кантелисты ездили на гастроли в Финляндию, в Одессу, в Киев, поддерживают связи со своими юными коллегами из других регионов. Так, осенью 2007 г. специально по приглашению Молодежной студии «Кантеле» на VIII Международный фестиваль народной музыки «Кантеле» приехали из Краснодара вокально-инструментальный ансамбль бандуристов «Мрия» и ансамбль «Кобзарик», существующие при ансамбле Кубанского казачьего хора. Совместно с ансамблем кантелистов Молодежной студии они дали концерт в г. Кондопога, несколько раз выступили в Петрозаводске, провели творческие встречи.

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.